Основной адрес: https://www.primecrime.ru
Зеркала сайта:
http://primecrime.net
http://vorvzakone.ru
http://russianmafiaboss.com

информационное агенство

Воры. Кто они?

О проекте

СМИ о нас

Обратная связь

Реклама на сайте

Пожертвования

Упоминаемые люди

ОСУЖДЕННЫЙ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

27.04.2004 00:00, Иркутская область 6377

Человек и закон

Визитная карточка

Борис Гроник родился в Молдавии в 1946 году. Поднимал целину в Казахстане. В Иркутской области исполнял наказания. Образование - Барнаульская спецшкола и Академия МВД. В 1972 году он начинал начальником отряда в колонии строгого режима. В 2004 году вышел на заслуженный отдых генерал-лейтенантом внутренней службы. Последние десять лет руководил крупнейшим, Иркутским, ГУИНом России, в зонах которого содержалось более 30 тысяч осужденных, сидели такие известные ворывзаконе, как Японец, Боец и другие.

партия сказала: "надо", комсомол ответил: "есть"

Более тридцати лет назад в органы внутренних дел Борис Гроник пришел по приказу. В ту пору многое в стране складывалось не по желанию, а по необходимости.

- В начале 70-х, - вспоминает он, - по комсомольской путевке я получил направление на учебу в Барнаульскую спецшколу для сотрудников исправительных учреждений. Проучился всего полгода вместо положенных двух с половиной лет. Экзамены сдал экстерном, и направили меня начальником отряда в шестую колонию, что на Синюшке в Иркутске...

Гроник принял отряд, в котором было 250 человек. Хватало среди них и разбойников, и убийц. Оно и понятно, колония строгого режима. И не все с желанием становились на путь исправления. Потому бывало всякое. Дважды начальника отряда разбушевавшиеся осужденные захватывали в заложники, но ему удавалось освободиться. Первый раз - выпрыгнув в окно. В другой раз - воспользовавшись баллоном с газом, применяемым при сварке. Одна рука - на вентиле, в другой - горящая спичка.

"Подходи, кто смелый! -только и сказал Гроник. -Взлетим вместе!"

Во взгляде - твердая уверенность, что обещанное будет тут же исполнено. Желающих на взлет не оказалось.

Слушал такое и невольно пытался представить, как все тогда выглядело. На вид Борис Леонтьевич прост и добродушен, даже в генеральской форме. А тогда, в лейтенантской!? Не случайно у нас говорят, что встречают по одежке, провожают по уму. Вот и тут, присмотревшись, замечаешь в его облике эдакую несгибаемость: уж точно, если сказал - сделает, ничто при этом его не остановит. Он не согнется ни перед кем, не сломается, не отступит и на миллиметр. Характер - кремень, говорят о таких людях.

Своих родителей Гроник не помнит. Зато врезалось навсегда в память, как в трудное послевоенное время уезжал из Молдавии. Собрали тогда военные беспризорных детишек в поезд и отправили в Казахстан. Там Борис стал механизатором широкого профиля и участвовал в освоении целины. Затем судьба забросила его еще дальше от родных мест - в Сибирь, на Байкал. Борис работал в локомотивном депо. Уже тогда проявил характер, определился как лидер.

"Прошло несколько лет, и о парне из Молдавии узнала вся железная дорога, - писала местная газета того времени. - ЦК ВЛКСМ вручил Б. Гронику, секретарю бюро комсомола Иркутского локомотивного депо, почетную грамоту за организацию массового молодежного движения. Он впервые создал комсомольские экипажи и развернул социалистическое соревнование между ними. Вскоре этот почин из Приангарья распространился по всей стране".

хозяин зоны

Когда Борис Гроник был заместителем начальника учреждения по режиму, к нему в девятнадцатую колонию попали именитые воры в законе - Боец и Японец. Сегодня первого уже нет в живых - убит в криминальных разборках. Второй отбывает наказание в американской тюрьме. В колонии Японец, согласно воровской иерархии, должен был быть смотрящим, т.е. негласно управлять зоной. Но номер этот у него не прошел. Хотя криминальный авторитет пытался шантажировать и даже угрожать работавшим с ним офицерам.

Гронику однажды передали "маляву" , в которой было написано, мол, береги свою дочь, начальник, а то мало ли что случиться может. Оперативные данные подтвердили, что Японец и в самом деле что-то такое готовит. Угроза была довольно серьезной, так как исходила от человека, готового на все. Гроник предпринял меры безопасности и попытался охранять свою Иру, какое-то время провожал и встречал ее из школы. Потом понял, что это не выход: или дочку караулить, или службу нести.

В конце концов, трудную ситуацию удалось разрешить. Вот только действовать офицеру-режимнику пришлось совсем не по уставу. Он отреагировал тем, что организовал с именитым вором разговор в камере с глазу на глаз, без свидетелей и охраны. Это было нарушение правил. Но результат принесло. Два сильных, каждый по-своему, человека друг друга поняли. Больше семье Гроника никто не пытался угрожать. А Японец за отказы от работ и другие нарушения режима отправился в Тулунскую тюрьму.

Боец наоборот прибыл в колонию после "крытки", так сказать, на послабление режима. Гроник тогда был уже начальником учреждения. Охрану в ту пору несли военные из отдельного подразделения внутренних войск, и администрации колонии они не подчинялись. А Гроник получил оперативную информацию, что охрана делает для воровского авторитета немалые поблажки. Чтобы это проверить, он нагрянул в неурочное время. Информация подтвердилась. Около часа ночи пьяного Бойца при почетном и не менее пьяном эскорте привезли из ресторана, где тот хорошо отдохнул. Охранники во хмелю, увидев начальника колонии, ничего не придумали лучшего, как связать его, угрожая, пытались травить собаками. Вора же с почетом препроводили в камеру. Протрезвев, горько об этом жалели. Свобода закончилась и для Бойца, и для них.

Когда Борис Леонтьевич стал генералом, его и Бойца пути пересеклись еще раз. Вор сам завалился в кабинет к начальнику управления, как представитель благотворительнойорганизации. Он, видимо, пытался заполучить реванш. Усевшись напротив, он важно заявил: "Я инспектирую зону и окажу вам всяческую помощь".

Но в таком удовольствии ему было вежливо, но твердо отказано. "Порулить" ему не удалось, зона так и осталась "красной" , сокрушались потом блатные.

верхом на пороховой бочке

В отечественной пенитенциарной системе таких хозяйств, как Иркутский ГУИН, наберется немного. Десять лет назад, когда Борис Леонтьевич только вступил в должность начальника этого управления, в учреждениях содержалось около 32 тысяч осужденных. Сокращение, почти на треть, произошло после передачи уголовно-исполнительной системы из МВД в Минюст.

Сказать, что управлять таким объемным хозяйством сложно, значит, ничего не сказать. Это все равно, что сидеть верхом на пороховой бочке. Каждую минуту надо быть готовым ко всему.Изобретательность и изощренность лагерного народа границ не ведает. Для тех, кому терять нечего, подходят любые средства, чтобы вырваться на свободу. Ради этого они готовы даже рыть землю у себя под ногами. Так, четыре года назад в Ангарской колонии строгого режима сделали подкоп почти в 60 метров. Сбежавшие в позапрошлом году из Тулунской тюрьмы оставили после себя кровавый след - убили сотрудника.

Ликвидируя последствия "ЧП" , Гроник тогда не спал несколько суток. Оно и понятно - начальник за все в ответе: за беглецов, за погибшего. А стиль работы у него таков, что самую тяжесть - на свои плечи, а не перекладывать на другие. Не хотелось бы высокопарных слов, но тут без них не обойтись. Ради спасения любого из своих солдат, генерал готов сам встать под пулю. И есть тому реальные примеры.

1998 год. Вихоревская больница, где находятся на лечении отбывающие наказание. И вот эти пациенты взяли заложниками врача и медсестру. Для переговоров с осужденными-террористами прибыли начальник ГУИН Гроник и прокурор области Мерзляков. Они предложили отпустить женщин, заменив их собой.

Двумя годами раньше Борис Леонтьевич блестяще провел операцию по усмирению убийц, вырвавшихся из камеры в СИЗО-1. Их он взял, буквально, голыми руками. Гроник приехал в изолятор сразу же после доклада дежурного о "ЧП". Не прошло и получаса, как восемь крутых бандитов лежали ничком на полу камеры.

Тогда уголовно-исполнительные учреждения находились в системе МВД. В два часа ночи примчался в СИЗО исполняющий обязанности начальника УВД полковник милиции Глушков. К этому времени все было закончено. При виде лежащих вповалку тел и Гроника с оружием в руках, он испугался, решив, что это трупы: "Погорячился Леонтич и уже учинил расправу".

Нет. Расправляться над поверженными - это не в характере Бориса Леонтьевича. Да, он может быть бескомпромиссно крут, когда от этого зависит исход дела. Что касается осужденных, то по отношению к ним, он больше мягок, чем жесток. Послушать или почитать о нем отзывы, так он - отец родной. И потому даже сейчас генерал получает письма от тех, кто когда-то был в его отряде, в колонии. К празднику в почтовом ящике всегда несколько открыток от бывших осужденных и их родственников. В них слова благодарности, что наставил, вот, на путь истинный во время.

Одно письмо, а точнее "маляву" , Гроник хранит в личном архиве. Получил ее, когда, лежал в больнице с сердечным приступом. Это было предупреждение о готовящемся побеге и приписка: "Чтобы не болел Борис Леонтич". Конечно, это ударило по нервам, но побег тот предотвратили. Не случись этого, кто знает, как бы выдержало больное сердце сообщение о новом "ЧП". Так же, все обошлось.

народное хозяйство - руками зеков

Значительное увеличение количества учреждений на территории Иркутской области произошло в период с 30-х по 70-е годы прошлого века. Первым возник иркутский куст (ИК-3,4,6), затем ангарский (ИК-7,14,15). Несколько позже появились колонии в Усть-Кутском и Братском, а затем и в Зиминском районах. Как правило, отбывающие наказание осужденные широко использовались в строительстве крупных народно-хозяйственных объектов, таких как Ново-Иркутская ТЭЦ и ТЭЦ-10, Карлукская птицефабрика, масложиркомбинат, завод радиоприемников, целлюлозно-бумажный комбинат и многих других.

В 70-х учреждения уголовно-исполнительной системы работали в кооперации с предприятиями "Иркутсктяжмаш" , "Сибтепломаш" , "Братскгэсстрой" , иркутскими заводами "Радиан" , релейным, кабельным, строительными организациями, трикотажной, чулочно-носочной и швейной фабриками. На выполнении заказов по кооперации было занято более 4000 осужденных, на контрагентских работах - свыше 2000 человек и так далее.

Начавшаяся в конце прошлого века перестройка принесла перемены и "за забор". Пришлось сократить объемы работ, отдельные направления закрыть. Чтобы выправить ситуацию, требовались новые решения, новые подходы. Как раз в это сложное время начальником УИС Иркутской области был назначен Б.Л. Гроник. Уже при нем в учреждениях освоили выпуск специализированных изделий: столов для компьютеров, обеденных комплектов, парт, аудиторных досок, вешалок для гардеробов, библиотечных стеллажей, медицинского оборудования. В 90-х годах мебелью и швейными изделиями, выпускаемыми на предприятиях УИС области, было укомплектовано 15 общеобразовательных школ, 3 детских сада, 3 поликлиники, школа-сад и СПТУ.

- Одно из перспективных направлений, которое я начал развивать, - колонии-поселения, специализирующиеся, как лесхозы, - рассказал Борис Леонтьевич. - Люди занимаются заготовкой леса, овощей, мяса. Это выгодно для населения, для государства...

Пару десятилетий назад на месте, где сегодня колония-поселение, было крепкое хозяйство, прибыльная свиноферма. Колхозники жили неплохо. Потом колхоз переименовали в АО, разворовали, что было можно. Молодежь уехала в город, остались одни пенсионеры.

Такая ситуация характерна для современного села. В соседних с КП Орловке и Петропавловске ситуация складывается критическая. Всего в ближайшей округе пять колхозов, и все еле дышат. Есть деревни, в которых остались только старики. Света нет, радио и телевидение для них - из области фантастики. Лишь в одном колхозе набирается около 20 человек молодежи, но половина из них - пьяницы.

- По договоренности с главой районной администрации мы взяли шефство над четырьмя забытыми деревнями, - продолжил Гроник. - Завезли четыре новых дизеля, топливо, дали в дома электричество. Теперь там хоть свет есть. Конечно, лучше бы ЛЭП провести, но это - порядка 40 км, а еще надо ставить понижающие трансформаторы. Расходы выльются в приличную сумму. Таких средств в районе, конечно, нет. Хорошо, что солярку для дизелей оплачивает местный бюджет... как выяснилось, в перспективе в этом краю будет создаваться на базе хиреющих колхозов объединение колоний-поселений. Значит, как всегда было в России, где требуется прорыв, а условия тяжелые, ситуацию можно выправить лишь трудом зеков. Выходит, как в 70-х годах прошлого века, вновь возрастает значимость исправработ? Только на этот раз руками осужденных будет подниматься не промышленность, а сельское хозяйство.

Но пока Киренский район находится в бедственном положении, хотя край этот перспективный. Кругом богатые леса. Вот только генерал-реформатор, который провел в зонах более тридцати лет, уходит на пенсию (так сказать, на свободу с чистой совестью) . Но надо бы подчеркнуть, что "срок" свой он "отбывал" по собственной воле, считая: кто-то же должен заниматься и этим делом.

Сегодня на территории Иркутской области действует 27 пенитенциарных учреждений, в которых содержится около 20 тысяч человек: 5 следственных изоляторов, 6 исправительных колоний общего режима, 5 - строгого, 2 - особого, 7 колоний-поселений, одно лечебно-исправительное учреждение для больных туберкулезом, воспитательная колония для малолетних нарушителей и 44 уголовно-исполнительных инспекций. (Человек и закон, 27.04.2004, №004)

Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен

Комментарии


Добавить комментарий


Для добавления комментария авторизуйтесь на сайте.

Последние новости

21.02.2024,

ЭКСКЛЮЗИВ

Якутия

От Бии до Индигирки
Жизнь и смерть главной «суки» ГУЛАГа в новом фильме на канале «Прайм Крайм»

Откровения 7-й недели

09.02.2024,

ЭКСКЛЮЗИВ

Польша

Пошли в Сенаки!
Мераб помирил Зураба и Чию

01.02.2024,

ЭКСКЛЮЗИВ

Италия

В Италии освободился вор «в законе» Алеко Имедадзе

26.01.2024,

ЭКСКЛЮЗИВ

Московская область

Вор «в законе» Вятлаг отделался тремя условными годами

16.01.2024,

ЭКСКЛЮЗИВ

Костромская область

Вор «в законе» Мамука Шубитидзе выдворен из России в Египет

Новости региона

Операция «Крестный отец»: Подробности спецоперации против Братской ОПГ

Иркутскому «вору в законе» не удалось обжаловать приговор

Закон признал вора. Радик Татарин осужден на 9-летний срок

Впервые в Иркутской области вора в законе осудят за его криминальный статус

20.04.2020, «Прайм Крайм»

«Все обвиняемые по 210.1 по сравнению с Тюриком – мелкие сошки»
Главаред ИА «Прайм Крайм» о бунте в ангарской колонии

19.04.2020, Вести.Ru

После бунта в колонии всплыло имя бывшего мужа Максаковой

Copyright © 2006 — 2024 ИА «Прайм Крайм» | Свидетельство о регистрации СМИ ИА ФС№77-23426

Все права защищены и охраняются законом.

Допускается только частичное использование материалов сайта после согласования с редакцией ИА "Прайм Крайм".

При этом обязательна гиперссылка на соответствующую страницу сайта.

Несанкционированное копирование и публикация материалов может повлечь уголовную ответственность.

Реклама на сайте.