Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по усилению борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях»
Главные тезисы:
Установить, что дела об особо злостных бандитских нападениях, сопровождающихся убийствами (статья 59.3 Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов других союзных республик), совершаемых заключенными, содержащимися в исправительно-трудовых лагерях, подлежат рассмотрению в военных трибуналах войск МГБ СССР и в специальных судах.
Допустить применение к виновным в этих преступлениях смертной казни как высшей меры наказания.
КРЮКОВ и СМИРНОВ, находясь в камере №4 барака №1 в строго-режимной зоне лагерного отделения №3 прииска "Широкий", в 11 часу ночи путем удушения жгутом, сделанным из тряпки, на почве бандитских побуждений совершили убийство сокамерника заключенного БОРИСОВА Владимира Васильевича.
РУДИН Л.Ф., ЖИДКОВ Б.С. и БАЙСУЛТАНОВ К., отбывая наказание за ранее совершенные преступления и содержась в лаготделении №10 (сангородок) Воркутлага, по договоренности между собой, вооружившись ножами с целью убийства, из бандитских побуждений совершили нападение на каторжанина КОЗЛОВСКОГО и заключенного ФЕДОТКИНА, так как они относились к враждующей с ними группе заключенных и каторжан из числа уголовно-бандитствующего элемента. КОЗЛОВСКОМУ нанесли в разные части тела 11 легких ранений, ФЕДОТКИНУ нанесли 3 легких ранения, и только принятыми мерами работников лагадминистрации убийство было предотвращено.
в 1 час ночи группа заключенных из числа уголовно-бандитствующего элемента в 45-50 человек, возглавляемая КУРБАНОВЫМ, ДУРНОВЫМ, НЕБЕЙГОЛОВА отказалась переходить из лагпункта №1 в лагпункт №2 11-го лаготделения Кунеевского ИТЛ. Затем, вооружившись ножами и палками с целью нападения и убийства заключенных, отошедших от уголовно-бандитствующего элемента, содержащихся в лагпункте №2, подойдя к вахте, расположенной между лагпунктами №№ 1 и 2, сломали дверь и ворвались в лагпункт №2. К вышеуказанной группе относятся: ДУРНОВ Н.Ф., ГРУШИН А.И., НЕБЕЙГОЛОВА В.М., КУЧКАРОВ Б.Ю., КАЛАНДАРОВ К., КАРАТАНОВ Е., БУБНОВ Ю.Н., ШАКУРИН Д.В., ЖАРИКОВ Г.И., ДУРНОВ М.М., КОВАЛЕВ И.Е., ПИСКАРЕВ А.В., МАМЕДОВ К., КОЧЕНЕС В.Е., ЕТЛАННИКОВ М.М., ГОРБУШЕВ А.М., ВОРОНИН В.Н., КРАВЧЕНКО В.И., КАРИМБЕТОВ М.А., ТАРАСОВ Ю.В., ХОМЕНКО Д.С., КОВАЛЕВ В.А., ЛОКОТНИКОВ И.Г., НАДЫРШИН И.Ш., ДЖАФАРОВ Ш.М., ВОРОБЬЕВ М.Ф., ЕРОХИН Б.К., КАСИМОВ А., МАКСИМОВ В.Б., ШУТЫГИН В.А., ВАЛИУЛИН Н.Г., КРАСАВСКИЙ Г.И., ШАПКИН И.В., СЕРГЕЕВ Н.В., СОРОКИН С.С., ШЕРЕМЕТЬЕВ Г.С., ВОСТРИКОВ В.Ф., ВАСИН М.А., ЛОМОНОСОВ М.А., МУРАДОВ Д., ДЖУРАБАЕВ А., ПАНФИЛОВ В.И., ЗАВИЛЕВСКИЙ Б.К., ГАФУРОВ Р., ЦЫГАНОВ К.П., КУЗНЕЦОВ Н.И., КАЖИМЖАРОВ М.Г., ГАМБУЛАЕВ Ф.Г., КАРПОВ А.В., ТАРАКАНОВ А.И. и НАУМОВ, которые, зайдя в 4-й барак 4-й секции, выключили свет, забаррикадировали окна и двери, полностью разобрали печь, частично взломали пол и сломали шесть железных коек, никого в секцию не впускали. На требование администрации и оперсостава лагеря освободить окна и двери от баррикад и сдать ножи ответили категорическим отказом, заявив: "уходите, а то всех убьем".
в лаготделение №11 Кунеевского ИТЛ прибыл эшелон №97471 с этапом заключенных в количестве 1045 человек с бывшего 17-го лаготделения Ахтубинского ИТЛ. После того, как была дана команда организованным порядком повагонно входить в свободный лагпункт, заключенные из числа уголовно-бандитствующего элемента, возглавляемые КАРАЕВЫМ Р., КАВЛАШВИЛИ А.Д., БУТЫЛКИНЫМ П.М., КАЗАРЬЯНОМ О., КАРАПЕТЯНОМ С.Х., ПОПОЯНОМ М.П., АЙРАПЕТЯНОМ О.Г., ГЕРОСЯНОМ С.М., АБАЛОВЫМ Ф.С., и ЗАГИБАЛОВЫМ А.Д., стали выкрикивать, что в зону не пойдем. На неоднократные предложения встать и следовать в зону лагпункта они демонстративно в присутствии всего эшелона организовали массовое неповиновение с проявлением хулиганских действий, призывали заключенных не подчиняться администрации лагеря, заявляя: "мы законные воры и разнесем весь лагерь", стали наносить оскорбления администрации лагеря и руководству управления. При водворении их в зону лагеря стали оказывать физическое сопротивление, пытались напасть на надзирателей в присутствии прокурора. К этой группе присоединились нижеследующие заключенные: АКОПОВ Г.Г., АВИДЯН Т.В., АЛЛАВЕРДЯН К.Н., АЛИЕВ А.А., АВЕТИСЯН А.Х., АЛИ-АСКАР М.О., АДИОМЯН А.М., АВАКЯН А.А., АСКЕРОВ И.Ю., АРАКЕЛЯН В.Т., БАБАШ Г.С., БЕЛИКОВ А.Г., БЛАГОРОДНЫЙ В.Д., БОЛТУНОВ Б.А., БУДОРОГИН А.И., ЕГОРОВ А.Н., ГОРЧАКОВ М.И., ГАЙКОВ В.Л., ВАСИЛЬЕВ А.М., ВАЙНЕШЕЛЬМАН Е.Д., ВЕРМАН Я.Б., он же ГОЛОВАНОВ, ВАРТАНОВ Г.С., КИСЛИЦКИЙ И.С., КОЛЧИН Н.Н., КОВЕЛИДЗЕ А.Н., КОВТАНЮК, он же ЛЕПИНСКИЙ, он же ЛЕПИН П.В., КИКВИДЗЕ О.П., МАРТИРОСЯН В.Б., МЕДВЕДЕВ В.И., МНАЦАКАНЯН Л.Г., МАРТИРОСЯН И.Ш., РОЖКОВ И.П., ПЕТРОСЯН Р.Г., ТОПЧАН А.К., которые также стали оказывать массовое неповиновение. В разговорах с прибывшими сопровождающими данный этап оперуполномоченными "кто является руководителем и авторитетом уголовно-бандитствующего элемента" они ответили, что все они блатные в количестве 120 человек, не назвав ни одной фамилии их авторитетов. Прибывший этим этапом з/к ЛАГВИЛАВА 7 июня совершил убийство в стационаре з/к КРЕПАК, нанеся ему 22 ножевых ранения.