23.08.1997 00:00, Новосибирская область
21037
Молодость Сибири, Новосибирск
Уже год Новосибирск живет без своего вора в законе. Хорошо это или плохо?Криминальная "общественность" Новосибирска и области 13 августа отмечала годовщину со дня гибели последнего новосибирского вора в законе, известного в определенных кругах как Лазаренок – Олега Лазарева, 1960 года рождения.
Олег Лазарев был расстрелян 13 августа 1996 года в Иркутске. Похоронен в Новосибирске на Заельцовском кладбище неподалеку от могилы предыдущего новосибирского вора в законе - Сергея Кирсанова. Какая, казалось бы, разница рядовому обывателю, стоящему вдалеке от криминального мира, есть в городе вор в законе или нет его?
Увы, не так все далеко, как кажется. Ежедневно, покупая фрукты на рынке или шоколадку в ближайшем киоске, мы платим дань в воровской "общак". Только не задумываемся над этим.
После распада Союза многочисленные воры - уроженцы Кавказа, Закавказья, Средней Азии - перенесли свою деятельность на территорию России, в частности, в Восточную и Западную Сибирь, где имеет место нежесткий политический режим, отсутствует такой фактор риска, как гражданская война, но в то же время в наличии исторически сложившаяся уголовная среда, большое количество колоний, а кроме того - нефть, газ и цветные металлы, послужившие стартовым капиталом для многих коммерческих компаний.
В криминальной среде начался раскол на почве идейных разногласий между славянскими ворами, придерживающимися традиционной воровской идеологии, и кавказцами, всячески пропагандирующими коммерцию. Глобальные перемены в обществе наложили свой отпечаток на "благородное" воровское движение. Титул вора стало возможным купить, как, впрочем, и все остальное.
В отличие от кавказских воров, вставших на путь капитализации, покойный Кирсан и его последователь Лазаренок отстаивали традиционные воровские принципы и выступали под упрощенным, но патриотичным лозунгом: Сибирь - сибирякам. Сторонники старых традиций, люди славянской национальности, все больше вытесняются за рамки рыночно-экономических отношений. Их авторитет гораздо сильнее в колониях, кроме того, они по-прежнему выступают в качестве третейских судей при решении спорных вопросов между группировками.
Еще никому не удавалось вычертить схему отечественной мафии по примеру западного "Спрута". Видимо, и тут сказывается традиционно российская расхлябанность. Кроме того, родная мафия постоянно лишается своих авторитетов, павших в жестокой междоусобной борьбе. На месте же каждого павшего появляется пара-тройка новых имен. Происходит возрождение воровских традиций.
Ежегодно Новосибирскую область посещают до 40 воров в законе. Цифру эту можно считать объективной, так как по устоявшейся (благодаря местному РУОПу) традиции, каждый вор, прибывающий в город, "отмечается" в РУОПе. Приезжают воры со вполне конкретными целями. Выяснить, чем область "дышит", откуда можно получить дополнительную прибыль, достаточно ли влияния местных авторитетов и "положенцев". Кроме того, обеспечивают поставки наркотиков и "подогрев" зон.
Современные воры в законе, в отличие от своих предшественников, стараются тщательно маскировать антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный, стремясь при этом установить контакты с работниками правоохранительных органов и иных властных и административных структур, лишь бы это отвечало их интересам. В нарушение одного из основополагающих "воровских" принципов неучастия в преступлениях против личности теперь нередко сами принимают участие в таких преступлениях, как вымогательства, разбои и грабежи, создают вооруженные формирования; проникают в легальный бизнес, широко используя подставных лиц из своего окружения.
Одной из наиболее опасных тенденций в деятельности воров в законе является организованная работа по установлению своего влияния на осужденных и освобожденных из ИТУ. Делается это и непосредственно вором с помощью подкупа, угроз, терроризирования осужденных и путем направления специальных эмиссаров.
Всего в регионе (по учету на конец 1996 года) действовало 15 воров в законе. В настоящее время в регионе на свободе проживают и действуют семь воров в законе: Кемеровская область - 3 (Зайцев, Тягунов, Ницкевич), Томская область - 3 (Джанкарашвили, Чеишвили, Громоздин - поставлен на учет в 1997 г.), Новосибирская область - 1 (Силич - фактически влияния не оказывает), двое периодически посещают регион - Сичинава и Бурилин. Евсеев убит в июне 1997 г., Пузанов погиб в аварии в местах лишения свободы и под следствием находятся пятеро. Периодически воров, лидеров и авторитетов задерживают для "отработки" на причастность к тому или иному преступлению.
В 1996-1997 годах только в Кемеровской области в рамках проведения трех операций было раскрыто более 700 преступлений, из них около 150 тяжких, задержаны 30 лидеров и авторитетов, входящих в состав преступного сообщества "Воровское движение", в том числе три вора в законе.
Увы, как показывает практика, большинство воров и авторитетов попадаются в основном на "мелочах". Гранаты, наркотики... И никто – на крупном деле. Срабатывает основной принцип - все делать не своими руками. Еще совсем недавно полагали, что с профессиональным преступным миром покончено. А меж тем "преступное сообщество" не спешило на собственные похороны. Так, только на похороны отдельных членов. Похороненный в бесчисленных отчетах преступный мир буквально покрыл всю страну огромной волной, проникнув во все сферы власти и жизнедеятельности государства. (Молодость Сибири, Новосибирск, 23.08.1997, №17, Элеонора СОЛОМЕННИКОВА)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен