05.08.1999 00:00, Оренбургская область
15227
Оренбургская неделя
Золотая дорога
Моя командировка в Орск началась с фразы кассира на автовокзале у железнодорожного вокзала:
- Какой билет? Беги скорее, автобус уже отходит.
Большой болгарский автобус и вправду отъезжал. Шофер на мой вопрос, как же с билетом, ответил, мол, потом разберемся.
На выезде из Оренбурга он, вместо положенных восьмидесяти четырех рублей, запросил лишь семьдесят. Мелочью у меня было 60.
- Ладно, этого хватит, - сказал он.
Потом выяснилось, что из 18 пассажиров только 6 взяли билеты в кассе. Остальные расплачивались с водителем. По дороге вошло еще человек 10, которые тоже отдавали свои кровные рулевому.
На остановке у села Краснощеково водитель имел уже довольно тугую пачку денег. По крайней мере, он спокойно разменял мне 500-рублевую купюру. Как и каким образом рассчитываются с кассирами водители, неизвестно.
Чтобы отчитаться за командировку, я взял билет у одного из попутчиков.
На обратном пути ситуация повторилась. Пассажирам она, несомненно, на руку: меньше платят, поэтому и молчат все. А хорошо бы и на междугородных автобусах иметь действенную службу ревизоров, чтоб для водителей рейсы не превращались в золотое дно, а госструктуры не жаловались на низкие цены на билеты.
Что бросается в глаза
В Орске, конечно же, радует... трамвай. Он быстро не едет, зато два вагона забирают практически всех желающих. Однако протяженность города такова, что, пока доедешь из одного конца в другой, проходит не менее полутора часов. Вообще Орск кажется крупнее и шире Оренбурга. Строившийся в 50-60-е годы город напоминает огромный рабочий муравейник, заметно отличающийся от Оренбурга. Нет в Орске и ларьков на каждом углу, все они расположены компактно и только в самых людных местах. Порою нужно пройти не один квартал, чтоб это самое "людное место" обнаружить.
Не заметил я, например, киосков "Роспечати". Вообще распространение прессы в городе показалось мне делом подпольным: за три дня пребывания я нашел одну-единственную точку с газетами и журналами в магазине на улице Ленина да случайно увидел зашедшую в трамвай бабульку с одной-единственной газетой в пяток экземпляров.
Нельзя отказать городу в наличии площадей, большущих парков и действующих фонтанов, что так не свойственно нашему Оренбургу.
И под конец - в Орске совершенно нет стай кузнечиков и саранчи. Ну, не допрыгали они в восточные районы области.
Ночной город
Попав в Орск воскресным вечером, с ужасом обнаруживаю, что в полночь жизнь в городе практически отсутствует. В одиннадцать прогремели битком набитые трамваи, развозя взрослых с дач, а молодежь с дискотек. Только немногочисленные и нешумные бары впитывали в себя "новых русских" и морячков, ведь в то воскресенье был День Военно-Морского Флота. Ночную дискотеку с трудом разыскал на стадионе "Юбилейный": человек тридцать, не более, отплясывали практически в полной темноте. Часа в два, если идти не по главной улице, прохожих нет. Нет - и все. Пройдя половину города, не встретил никого.
В следующую ночь со знакомым журналистом погрузились в жизнь ночного города более основательно. Ни одной наклейки в Орске с услугами проституток нет. Сеть таких услуг практически не развита. Так называемые "вокзальные" проститутки работают на свой страх и риск, под крышей горе-сутенеров, вечно попадающих в неприятности то с милицией, то с местной братвой. У самого крутого сутенера в Орске барышень не больше трех. Конечно, не тот размах, что у нас. Однако не скажешь, что ночные бабочки пугливо прячутся.
На улице Ленина по совету таксиста подходим к одному из банков. На лавочке сидит пожилая женщина и девчонка лет семнадцати. Разговор не клеится. Неподалеку маячит еще одна парочка. Отходим и натыкаемся на не вполне трезвую даму:
- Мальчишки, закурить не найдется?
Находится. После нескольких минут начинаю понимать, что ее язык - ее враг. На лавочке, оказывается, сидела ее собутыльница Светка, которая вот уже с полгода продавала дочку, а при желании работала и сама. Услуги (внимание!!!): минет - 15 рублей, как раз за столько в каждом ларьке города, говорю без дураков, можно купить бутылку мутной, пахнущей бензином жидкости с этикеткой "Водка"; час с клиентом - от 100 рублей. Правда, порядочный человек приплатил бы столько же этим потертым дамам, чтобы только не спать с ними.
Пустить по вене
Орск - самый мощный потребитель наркотиков в области. Если в Оренбурге одна из ведущих преступных группировок города в начале 90-х годов с наркотиками не работала, тем самым как-то сдерживая их поток в город, то в Орске наркотой торговали всегда. Одно время было принято ездить за хорошей махоркой именно туда, у орской братвы каналы работали надежные. И сейчас каждый житель города знает, где обычно собираются уличные торговцы и сколько стоит у них и план, и гашиш, и героин.
Мне пришлось встретиться и с 14-летним наркоманом, и с наркоманом с многолетним стажем. И тот и другой представили целую философию жизни под кайфом. Мол, наркотики - и лекарство, и спасает от жары и стужи, и жить можно нормально чуть ли не вечно.
- Вот, - говорил старый наркоман, - год в тюрьме не кололся - восемь болезней вылезло. Ноги отекали, больше часу в сутки сидеть не мог. А когда кололся, прихожу к врачу на обследование, а он мне заявляет, что у меня на сердце рубец какой-то. У меня, видите ли, микроинфаркт был. А я его, представляешь, не заметил. Так-то.
На одного работника орского отдела по незаконному обороту наркотиков при УВД приходится до ста уголовных дел в год. Ясно, что милиция не способна эффективно бороться с этим злом. Нужна массированная пропагандистская атака, чтобы хоть эту философию изменить. Если развернуть там тотальную войну против наркоманов и наркомафии - население города сократится наполовину.
Криминальная война
На похороны орского авторитета Тэнго я не успел. Тэнго следил за общаком кавказских преступных группировок в восточной зоне Оренбуржья. Местные журналисты были здорово удивлены пышностью и безвкусицей его похорон. Центральную улицу города пришлось перекрывать, и кортеж медленно двигался по ней в течение нескольких часов. Бред.
Кровавая расправа в Орске вызвана недавним освобождением из колонии N 5 Новотроицка одного из влиятельных в Орске воров в законе, русского по национальности. Второй вор освободился примерно в это же время, но заслуженного авторитета не имеет, и не мудрено: он 1975 года рождения. Однако их объединение, по оперативным данным, может дать сильнейший толчок к тотальной войне за передел собственности в самом Орске, а в ближайшее время и в Оренбурге. Предпосылки к этому уже есть.
А поскольку ожидается яростная борьба за каналы поставок поддельной водки и наркотиков, можно ожидать не только автоматных очередей, но и гранатометных взрывов. (Оренбургская неделя, № 32, 05.08.1999, Константин Шальнев)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен