01.10.1999 00:00, Ростовская область
27894
Пресс-Криминал Юга России, Ростов-на-Дону
В ночь с 4-го на 5 декабря прошлого года в городе Шахты был расстрелян из автомата местный преступный авторитет Николай Ларион. Информация об этом преступлении прошла не замеченной обывателями. Криминальный же мир убийство Лариона потрясло: по данным областного Управления по борьбе с организованной преступностью, Николай Ларион по кличке Молдован был кандидатом в «воры в законе». Одна из отрабатываемых милицией версий заключалась в том, что «заказал» Молдована авторитетнейший «вор в законе» Ростова Эдик Красный. Словно в ее подтверждение Красный покинул город и до сецй поры живет в столице. О Ростове по стране пошла дурная молва – о нем говорят как о городе неспокойном, городе без власти в криминальных кругах. Ситуация, по сведениям, УБОП выглядит так.
Возвращение домой
17 марта 1997 года Эдик Красный вышел за ворота челябинской колонии. Красный пять лет не видел воли, (сел в 92-м за наркотики) и с нетерпением ждал возвращения домой. В Ростове ему обрадовались, на первый взгляд. Отпраздновали его день рождения, преподнесли ключи от новой «Дэу-Эсперо». Но по поведению присутствующих на торжестве воров Эдик понял: его вотчину поделили за годы отсидки. Кто?
До 1993 года лишь три вора - Эдик Красный, Белый и Граченок вырабатывали криминальную политику нашего региона. Затем в Ростов явились тбилисские воры Владимир Барсегов (Кирпич), Гачик Асатурян (Гачик) и Артем Димуров (Артюша). Явились они на благодатную землю: армянское преступное сообщество - одно из самых мощных на Дону (род занятий - водочный бизнес, контроль за деятельностью сельскохозяйственных фирм).
Красный вынужден был признать армянских законников, но, не считая их большими авторитетами, связей с ними не поддерживал. Вскоре разошелся он и с Белым и Граченком: Эдик не мог простить им то, что они позволили тбилисцам делить регион. Красный очень скоро наладил былое влияние, расставив своих смотрящих в Новочеркасске, Волгодонске, новочеркасской и ростовской тюрьмах.
И вот тут-то, в декабре 1997 года, на беду Красного, в Москве происходит разлад между ворами братьями Огановыми и Дедом Хасаном. На воровской сходке было вынесено решение: ”Хасана вором больше не считать. Уничтожить его, имущество конфисковать”. В вину ему ставилось содержание казино “Кристалл” и растрата общака (он вложил из него астрономическую сумму в акции ГКО и прогорел). Опасаясь за свою жизнь, Хасан уезжает на юг. Его позиции здесь сильны, его уважают, к его словам прислушиваются в Ростове, Краснодаре, Геленджике и на Украине. Но Эдик Красный - сторонник москвичей Огановых. Так ростовский воровской мир окончательно раскололся на два лагеря: с одной стороны был Красный, с другой - Белый, Грачонок и стоявшие за ними Кирпич, Артюша и, наконец, Дед Хасан. Прошлый год стал временем частых сходок и нескончаемой войны не только для Дона, но и для страны в целом: только в Москве был убит 21 уголовный авторитет, в том числе и воры в законе.
Никто не хочет быть покойником
И понеслось что называется! На двух последующих сходках Дед Хасан и его сторонники уже занимаются персонально ростовскими делами: воровского титула лишают Эдика Красного. Обвинили его во многих прегрешениях. И в том, что ездил в Израиль лечить сердце, да только деньги из общака растратил; и в том, что его жена лезет в обсуждение воровских дел. Белый и Граченок обиделись еще и на то, что, попросив у Красного денег на вызволение из ментовки наркомана Лупатого, получили отказ. Когда же потребовали объяснений, Эдик сказал: “Вы - никто. Я буду отчитываться перед московскими ворами”. Впрочем, как и в случае с Агановыми и Хасаном, развенчание Красного не было законченным: он не посетил обе сходки. Для этого нужно было иметь веские причины, но умный и хитрый законник нашел их. Теперь, чтобы Красный окончательно перестал быть вором, кто-то из принимавших это решение должен сказать ему это в глаза. А Эдик по понятиям должен незамедлительно ответить на это. В общем, пока желающего стать покойником не нашлось.
В октябре 1998 года Красный сам устраивает сходку: коронует Радика из Нижнекамска, чтобы тут же назначить его смотрящим в шахтерском регионе. А прибывшему на встречу Белому объявляет, предъявив компромат на него, о воровской несостоятельности. Однако Белый явился не один, а с боевиками. Чудом не случилось в тот вечер кровавой разборки. Затем Краснову пришлось уехать из Ростова. Ибо после убийства Молдована (он считался правой рукой Белого) противники Эдика окончательно утвердились в мысли избавиться от противника.
Преступный мир сошел с ума
Меньше всего это устраивает самих воров. Противостояние мешает зарабатывать деньги. Хасану и Красному во что бы то ни стало нужно вернуться в родные города. Когда это случится и как, аналитики МВД не знают. Не исключено, что стороны могут сесть уже в ближайшее время за стол переговоров, и будут сообща искать «стрелочника». Так будут решаться и московский, и ростовские конфликты. Большая война не нужна никому. Хотя частые убийства, естественно, будут. К слову в начале этого года в столице убили Рудольфа Оганова (по последним сведениям милиции, Дед Хасан бывал после этого в Москве, где всерьез обсуждал с коллегами по преступному цеху свое возвращение). Что же будет в Ростове? Красный сделает все, чтобы вернуться. Это его город. Что же предпринимают силовые структуры в сложившейся ситуации?
- Да, ситуация может показаться тревожной, - говорит начальник Управления по борьбе с организованной преступностью, полковник милиции В.Д. Орлов. – Но у УБОП ГУВД Ростовской области и у других служб милиции Дона достаточно возможностей, сил и средств, чтобы удержать ситуацию под контролем.
По свдениям УБОП Ростовской области
Эдуард Краснов (Красный), 50 лет, 4 судимости. Имеет весомый авторитет среди воров Москвы, средней полосы России, Урала. Контролировал криминальную деятельность Ростова.
Анатолий Белов (Белый), 45 лет, 4 судимости. Контролирует родной Новошахтинск, имеет тесные связи с авторитетами севера области. Часто выступает арбитром в разрешении конфликтов между группировками.
Геннадий Мирошниченко (Граченок). 40 лет, 3 судимости. По некоторым данным, кличкой своей обязан совместной отсидкой с братьями Билыками (отечественный кинематограф увековечил этих убийц в фильме “Грачи”). Его вотчина - Шахты. Вместе с Белым поддерживает группировки своего региона.
Владимир Барсегов (Кирпич), 71 год, 4 судимости. Примечательно, что тюремные сроки Кирпича вкупе составили 46 лет, но на деле отсидел он гораздо меньше. Тесные связи с саратовскими ворами.
Артем Димуров (Артюша), 43 года, 2 судимости. Любит посещать соревнования по борьбе и боксу, часто выезжает за границу.
Гачик Асатурян (Гачик). В 1997 году арестован за героин и боеприпасы. На допросе у ростовского следователя попросился в туалет... И с тех пор он в бегах.
Казанбек Дзуцев (Дзуц), 73 года. Милый старичок, играет в шахматы в парке Горького, бегает трусцой, пользуется государственными льготами как сын репрессированного. (Криминал Юга России, № 10(78), сентябрь 1999)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен