10.11.1999 00:00, Самарская область
23105
Самарская Газета
В Самарской области из примерно трех сотен "воров в законе", которые по данным МВД числятся в России, действует семь таких официально "коронованных" лидеров преступного мира, а также около полутора десятков криминальных "авторитетов", возглавляющих крупные формирования организованной преступности в Самаре, Тольятти и других городах губернии. При этом можно сказать, что у криминалитета области в самом центре России имеется "кавказский акцент": значительная часть лидеров преступных группировок здесь из Закавказья или с Северного Кавказа.
Как отмечают аналитики, определенный расклад сил сложился у нас, в тогда еще Куйбышевской области на рубеже 80-90-х годов. Словно магнит начала она притягивать кавказских "законников". Закрепиться на Волге удалось далеко не всем, однако уже пару лет тому назад из шести "курирующих" губернию "воров в законе" четверо были выходцами из Грузии. И несмотря на то, что только за последний год здесь убили сразу двух грузинских "законников"- (что само по себе явление чрезвычайное - в преступном мире личность вора в законе неприкосновенна!), соотношение между ворами-кавказцами и славянами практически не изменилось.
И потому сегодня первыми номерами в преступном мире Самарской области являются грузинские "воры в законе" Важа Рамишвили (он "курирует" Самару с 1997 года), Анзор Хуцишвили (правит в Тольятти с 1993 года), Гиви Джейджешвили (г.Сызрань) и обосновавшийся в Жигулевске после убийства летом прошлого года "Дудуки" его преемник - новый грузинский "законник" по имени Радик. Лидеры "славянского крыла" самарского воровского сообщества Анатолий Якунин ("Сенька") и Анатолий Темников ("Сапог") осели соответственно в городе Похвистнево и поселке Царевщина. К воровской элите губернии недавно присоединился Евгений Купцов ("Купец"), бывший до того "смотрящим" по Самаре.
Этих официальных "генералов" воровского мира снизу подпирают честолюбивые командиры преступных группировок и целых криминальных сообществ, вышедшие не только из уголовников, но и из бывших спортсменов. По своеобразному рейтингу бандитских группировок, который опубликовал для своих читателей деловой журнал "Офис курьер", среди воровских старших "офицеров" в Самарской области ведущие места занимают Сергей Яшин ("Дохлый"), чьи бригады контролируют наркобизнес, некоторые торговые фирмы, ночные клубы и автостоянки в Самаре, крупнейшим лидером криминального Тольятти является Владимир Вдовин - "Напарник". Второе место в рейтинге группировок в Самаре удерживают бригады Андрея Королева ("Короля"), Саида Центроева ("Саида"). Кроме того в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и других городах губернии действуют преступные группировки Олега Родионова ("Парамона"), Юрия Китаева ("Китайца"), братьев Курсаковых, братьев Масловых и другие криминальные "бригады".
Организованная преступность в Самарской области по своему роду деятельности многопрофильна: есть здесь квартирные воры, угонщики машин, торговцы наркотиками и оружием. Но больше всего в губернии тех, кто занимается криминальным вымогательством - рэкетом. По данным того же "Офис-курьера" в области сегодня действует около 1,2 тысяч рэкетиров, в основном в Самаре и Тольятти.
В приватизации "по Чубайсу" самарский криминальный мир из-за своей "советскости", в основном, участия не принимал. Уголовники и бывшие спортсмены поначалу "зашибали бабки" более привычным и традиционным для себя способом. Но после громких криминальных войн 1993-1996 годов, когда в кровавой бойне погибло до 60 процентов преступных группировок губернии, даже самые консервативные бандитские авторитеты всерьез задумались о легализации накопленных капиталов и собственной легитимизации. Теневые сбережения начали вливать в подзаконный бизнес. Вначале организовывались частные охранные предприятия с предоставлением "крыш" подконтрольным фирмам на вполне легальной основе, затем практиковалось вхождение через подставных лиц в состав учредителей крупных компаний. По мнению ряда авторитетных наблюдателей, выходцы с Кавказа далеко не случайно перебрались в Самару и ее окрестности и осели в одном из самых богатых регионов России. По информации источников отдела криминала "Самарского обозрения", львиная доля денег, поступающих сегодня в воровской "общак", уходит затем из губернии в Грузию. Якобы "законник" Евгений Купцов даже высказывал куратору Самары Важе Рамишвили свое недовольство тем, что через него в Грузию регулярно направляется по несколько миллионов долларов. Правда, по утверждению некоторых источников, Важа со товарищи быстро поставил на место "зарвавшегося" Купцова. У воровского сообщества вдруг появился ряд серьезных претензий к славянину "Купцу", его влияние в Самарском преступном мире ослабло и он практически был отстранен от дел, а затем арестован за хранение оружия (хотя "вор в законе" по всем "понятиям" оружием не пользуется, и тем более, дома его не хранит). В результате Рамишвили в 1997-98 годах добился наибольшего авторитета и влияния в воровской среде губернии.
Но в нынешнем году Важа многое потерял в глазах своих коллег по преступному бизнесу: не всем по душе пришлось его пристрастие к наркотикам и то, что для укрепления своих позиций кавказец Рамишвили стал искать союзников среди местных чеченских авторитетов. Более того, на прошедшей в начале этого года весьма влиятельной общей воровской сходке в Ростове воры-славяне из Самарской губернии якобы вынесли на обсуждение сообщества вопрос о недостойном поведении Рамишвили,по вине которого в Грузию уходят "честно заработанные" миллионы российских воровских денег. Но никакого кардинального решения ростовский воровской "форум" не принял, и во взаимоотношениях между самарскими ворами-славянами и кавказцами возникла опасная неопределенность, противоречия обострились.
О чеченских королях "алмаатинки"
В свете возникшей в криминальном мире Самарской области "кавказской проблемы" особо следует сказать о деятельности здесь представителей чеченской диаспоры во главе с Саидом Центроевым. Официально в области сегодня проживает 533 чеченца плюс неопределенное количество их соотечественников, которые пребывают здесь неофициально. Сегодня чеченские "бригады" Центроева, как считают источники в правоохранительных органах губернии, представляют из себя достаточно сильные, хорошо организованные преступные группы, члены которых связаны жссткой дисциплиной и полным подчинением руководителям. Они особенно укрепились в Самаре и области за последние 2,5 года: весной 1997 года бригады Центроева сумели оттеснить своих конкурентов с "алмаатинки" - главного в области фирменного вазовского спецавтоцентра, а затем эта группировка якобы взяла под свой контроль средние и мелкие фирмы, торгующие нефтью и нефтепродуктами. В этом бизнесе с "черным золотом" Центроев якобы удерживает свое влияние, благодаря связям с московским криминальным миром. Вот почему чеченская диаспора имеет большое экономическое и политическое влияние в Самаре. Обозреватели подчеркивают незаурядные личные качества самого Саида Центроева, который отличается не только умением "разруливать" своей "братвой", но и практической дальновидностью.
Кстати, у милиции, которая официально считает Центроева лидером "чеченской" преступной группировки, на сегодня с ним установились достаточно непростые отношения. В 1994 году, сразу после самой громкой "разборки" с его участием, Кировская районная прокуратура областного центра выдала санкцию на его арест в связи с убийством другого самарского "авторитета" Константина Раевского. Но Центроев скрылся в неизвестном направлении. В это время началась война в Чечне, которую "Саид" где-то благополучно переждал. В 1995 году он даже был объявлен во Всероссийском розыске. А объявился Центроев в Самаре только весной 1997 года. Но к этому времени Самарская областная прокуратура сняла с Саида все обвинения - в плату за то, что Центроев помог освободить из чеченского плена нескольких российских военнослужащих. В итоге он получил высокий официальный статус главы чеченской общины и полномочного представителя Ичкерии в Самаре. И моральное право общаться с самыми высокими представителями губернских властей. Чем и не преминул воспользоваться.Например, уже в августе того же 1997 года в администрацию Президента РФ, губернатору Самарской области и начальнику областного УВД поступили подписанные Центроевым письма от чеченской общины в Самаре. В них выражалось "беспокойство по поводу творящегося в городе и области беспредела по отношению к чеченцам, ингушам, а также их друзьям разной национальности", указывалось, что, милиция не способна противостоять силам, заинтересованных в дестабилизации обстановки. Саид Центроев от имени чеченской диаспоры требовал принять меры к защите конституционных прав граждан.
В настоящее время, как считают наблюдатели в правоохранительных органах, чеченская диаспора помимо прежних источников финансов взимает дань с примерно 100 дилерских фирм "АвтоВАЗа" и отсюда, из Самарской губернии в Чечню якобы направляется примерно четверть всех денежных средств, поступающих в мятежную Ичкерию со всех регионов России.
Еще пару лет тому назад в губернской прессе сообщалось, что прибывшие из Чечни ходоки убыли к себе в город "Джохар"- Грозный, нагрузившись чемоданами с 20 млн. долларов. По оперативным данным в период первой "чеченской войны" 1994-1998-х годов только тольяттинская чеченская организованная преступность перечисляла в Чечню на ведение боевых действий против Российских войск до 1 млн. долларов ежемесячно. И пока что, по мнению начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции по Самарской области генерал-майора Евгения Григорьева, процесс этот продолжается. В середине сентября он официально признал наличие у своей спецслужбы такой информации и заявил, что налоговая полиция ужесточит контроль за деятельностью чеченских коммерческих структур и тех предприятий, с которыми они связаны.
О неисповедимых делах судебных
Самарские правоохранительные органы внешне пытаются бороться с организованной преступностью. Но даже хорошо зная обстановку в криминальной среде, действуя в соответствии с законом, они только временно пресекают деятельность лидеров преступных группировок. Периодически "воров в законе" и "авторитетов" задерживают под тем или иным предлогом, но оснований для их осуждения и содержания в местах не столь отдаленных чаще всего не находится, а заведенные уголовные дела разваливаются. Например, хорошо известный в Тольятти и всей губернии авторитет Дмитрий Рузляев, не так давно расстрелянный конкурентами и упокоившийся на центральном городском кладбище Автограда, дважды выпускался поле задержания с оружием в руках - в машине и в кармане одежды. И только в третий раз, когда у него дома нашли два пистолета, был осужден на два года условно (!).
В течение более года (с июля 1997 по ноябрь 1998 года) безрезультатно велось следствие, а затем и судебный процесс по делу Александра и Валерия Курсаковых и семерых их подручных, обвиняемых в бандитизме, вымогательстве, незаконном приобретении и хранении оружия. Мощное давление на более чем 60 свидетелей их преступлений, осуществленное остающимися на свободе бандитами, привело к тому, что они начали отказываться от своих показаний. В результате различных следственных и судебных казусов один за другим бандиты начали выходить из следственного изолятора. Точно так же в октябре прошлого года спокойно покинул СИЗО известный самарский "авторитет" Андрей Королев, всего лишь три месяца "отдохнувший" там на нарах. Освобождены и члены преступных групп Виталия Кузнецова, Елены Голубевой и других "бригад".
Происходит то, что журналисты остроумно окрестили "амнистией по-самарски": в этом году в результате развала целой серии возбужденных несколько лет назад громких уголовных дел из СИЗО вышли многие из задержанных, в преступной деятельности которых абсолютно не сомневаются ни работники правоохранительных органов, ни рядовые самарцы.
Но особенно успешно использовали несовершенство российского законодательства и разные процессуальные тонкости обвиняемые в различных поистине бандитских преступлениях так называемые "белые воротнички" из органов самарской городской и областной Законодательной власти. Два года - с июля 1997 по июль 1999 года - топталось на месте дело известного самарского коммерсанта и депутата городской Думы Олега Борисова, которому было предъявлено обвинение по 11 (!) статьям Уголовного кодекса, наиболее тяжкой из которых можно считать бандитизм. Но до конца следствия глава коммерческой фирмы "Энон" г-н Борисов и его пять "подельников" так и не сумели "полностью ознакомиться" с содержанием 28 томов уголовного дела и были выпущены под подписку о невыезде. Дело развалилось. Депутат Олег Борисов спокойно трудится в горДуме, как народный избранник.
Не менее громким для Самарской области стало и другое недавно закрытое уголовное дело - начальника Управления правового обеспечения Губернской Думы Арсена Рамазанова. Он был арестован 28 мая прошлого года сотрудниками Самарского управления ФСБ по подозрению в вымогательстве 40 тысяч долларов прямо в международном аэропорту Шереметьево-2, откуда собирался вылетать в Испанию. Это безусловно выдающийся человек, сумевший буквально за шесть лет из простого грузчика стать доктором юридических наук и академиком Международной академии информации. При этом дагестанец Рамазанов никогда не скрывал, что водит дружбу с Саидом Центроевым, чем и вызвал особое внимание к себе правоохранительных органов. Так же как не скрывал и свои личные связи с одним из трех высших должностных лиц губернии. Дело Рамазанова развалилось. Его выпустили из СИЗО и, съездив в охваченный войной Дагестан, он возвратился в родную спокойную Самару. Что, как считают обозреватели, не преминут в ходе предвыборной вакханалии использовать московские противники Союза правых сил, чтобы не упомянуть на телеканалах и в газетах уже раскрученную тему срастания криминала с властью. Мол, Арсен Рамазанов для этого здесь появился вовремя и далеко не случайно...
Преступные формирования губернии несут потери в ходе бандитских разборок, их лидеров и рядовых членов с большим или меньшим успехом временно изолируют местные правоохранительные органы. Но одновременно теряют старые кадры и самарские правоохранители. Только за минувший год произошла смена руководства самарской областной и городской милиции: ушедшего в отставку начальника областного ГУВД Николая Андрейкина сменил Владимир Глухов, а на место начальника городского УВД Владимира Попова назначен Вячеслав Рахлин. В декабре 1998 года было сменено руководство и регионального управления по борьбе с оргпреступностью: вместо Анатолия Князева его начальником стал Владимир Поздняков, а место его заместителя занял Максим Макаров, сменив Андрея Самарского.Резко поменялось и руководство областной и городской прокуратуры: прокурора области Вячеслава Казакова сменил прокурор одного из районов областного центра Александр Ефремов, а преемником прокурора Самары Николая Куценко стал Махмут Калиматов.
Несмотря на то, что Самарская губерния на всех уровнях признается регионом межнационального согласия, в русских национал-патриотических организациях Самары уже обращали внимание на пополнение рядов самарских правоохранителей "лицами кавказской национальности". Например, и на укрепление самарских судов судьями-чеченцами по национальности и выходцами из мятежной республики. Дело в том, что в июне прошлого года по решению Минюста РФ в Самару прибыли и были назначены на должности в суды районов областного центра сразу три судьи из Чечни. Причем, Министерство юстиции гарантировало финансирование им зарплаты и обеспечение жильем. Это вызвало протест депутата Губернской Думы Натальи Бобровой: мол, неужели в России такой дефицит юристов, что их приходится выписывать из Чечни, да еще обеспечивать вне всякой очереди квартирами, в то время как местные судьи многими годами стоят в квартирных очередях. Одной из целей такого назначения депутат считает укрепление позиций местной чеченской диаспоры в судебной системе. По словам некоторых работников правоохранительных органов назначение новых судей могло быть связано с интересами определенных криминальных группировок: речь может идти о вытеснении самарских преступных "бригад" с наиболее доходных нефтяного и автомобильного рынков, на которые в губернии претендуют воры-кавказцы. Судьям-кавказцам, как предполагают сторонники этой версии, будет сложнее выносить приговоры своим землякам, чем местным бандитам...
* * *
В заключении этих заметок о многонациональном самарском криминалитете приведу высказывания человека, который уже отошел от дел и потому его мнение можно считать достаточно объективным. Это бывший прокурор Самары старший советник юстиции Николай Куценко:
- Сегодня одним из самых важных факторов, который определяет обстановку в городе и области является организованная преступность. Говоря о ней, мы почему-то имеем ввиду только группировки, банды. Но есть еще сращивание органов власти и преступных группировок. Вот это вещь очень серьезная. Сейчас многие живут по принципу "чем больше денег, тем больше я король". И вот этот запах денег у нас приводит к тому, что человек становится на одну стезю с преступниками. А некоторых к этому и вынуждают. А в отношении того, что "бандитские группировки прижаты, взяты на контроль", как выражался бывший министр внутренних дел Куликов - я этого выражения не люблю. Знаешь, что есть бандитская группировка - нечего ее контролировать, ее надо сажать! Воры должны сидеть в тюрьме! (Самарская газета, №162, 10.11.1999, Василий Слободской)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен