01.07.2000 00:00, Самарская область
10632
Будни, Самара
Крест на мечте Креста
Намеченная было на май коронация в "законники" тольяттинского авторитета Креста – Христиана Христиановича Михнова не состоялась. А Христиан, в обиходе именуемый просто Сашей, очень стремился к этому почетному званию.
На его вес должен был сработать оглушительный оправдательный приговор, полгода назад вынесенный Самарским облсудом. Обвинялся он с товарищами в бандитизме, в вымoгaтeльствах, похищениях людей и мошенничестве. Уголовное дело вела следственная группа МВД России и Генпрокуратуры. Суд в течение полугода исследовал 52 тома уголовного дела.
Победа в таком деле высоко ценится в криминальной среде, но не только это заставило Креста искать «инаугурации» в воровском мире. За два с лишним года, что он провел в изоляции, его «империя» потеряла свои позиции, их-то Михнов и намеревался поправить с помощью воровского сообщества. К слову, он примыкал к известной рузляевской группировке, практически полностью сегодня уничтоженной конкурентами.
К коронации, казалось, вел весь славный жизненный путь Креста – судимости за хулиганство и кражи накладывались одна на другую с юношеского возраста. В 1986 он загремел уже на 11лет за целую серию корыстных преступлений, совершенных группой лиц. Его имя связывают с фирмой "ДОЛII", имеющей специфическую репутацию в Тольятти. Считалось, что это первая легальная фирма, учрежденная людьми, не ладящими с законом, что отражено и в ее печальном названии. Она была зарегистрирована в Автозаводском районе еще в 1995 году.
Его ближайшими сподвижниками становятся Климов (Клим), Гopoхoв (Горох) и преуспевающий в то время предприниматель Куприянов. Вокруг них собираются около 40 "торпед". Во время следствия в одном из городских гаражей будет найдена яма для похищенных. Своего рода бригадная тюрьма. Бетонные стены бывшей пропарочной камеры испещрены автографами людей, не уверенных, что им удастся вырваться.
Не будем перечислять все перипетии дела, тем более что "Будни" недавно подробно рассказывали об этом. Нужно лишь добавить, что воры отказали Михнову в коронации потому, что им стало известно о неких недопустимых для уважающего себя "законника" контактах с правоохранительными органами. Говорят, подкосила Креста именно "Доля". Доходы от нее шли не только зэкам… Кроме того, его самого и его ближайшее окружение подозревают в недвусмысленных действиях против "настоящих пацанов", с которыми у них пересекались пути-дороги. В результате этих действий некоторые из противников оказывались на нарах.
В такой практике вообще-то ничего удивительного. Более того, некоторые преступления оказываются раскрытыми именно благодаря «помощи» противоборствующих сторон. Отдельные. Непотопляемые лидеры преступного мира Тольятти довольно активно прибегают к сдаче своих противников милиции. Так и крови меньше, и самому, глядишь, кое-что зачтется. Но эти люди и не помышляют о воровских званиях.
Гиви казнен по понятиям
Именно так считают наши компетентные источники. Расстрел в мае средь бела дня 69-летнего вора в законе Гиви Колымского заставил говорить о новом переделе сфер влияния в воровской среде. На самом же деле ситуация куда прозрачнее и куда закрученнее. Поданным воров, озвученных на апрельской сходке в Астрахани, Колымский первым нарушил неписаные правила воровского мира: заказал два года назад убийство своего молодого коллеги Дудуки (Гиви Парцхаладзе). На той сходке Колыма был развенчан и приговорен.
Напомним, убивший Дудуку киллер удирал с места расстрела на велосипеде, сопровождаемый восхищенными мальчишками. Сейчас он отбывает свой срок. За убийство "на почве неприязненных отношений" получил 14 лет в колонии строгого режима. Киллером стал Ваграм Мазагамян, живший по украденному на ростовском рынке паспорту Погосяна. По известным нам данным, совершенно неслучайно гибель Гиви Колымского практически совпала с расстрелом в Тольятти известного авторитета Вовы Армяна - Владимира Карапетяна, бывшего "мозговым центром" рузляевской группировки. В свое время именно он вдохновил Колыму "на заказ" Дудуки. Поскольку Дудука симпатизировал напарниковской группировке и часто решал споры в ее пользу.
Карапетян в 80-е работал на ВАЗе, потом на станции техобслуживания. Он первым среди тольяттинских бандюганов разработал схему получения сверхприбылей от контроля за реализацией автомобилей, презрительно переступив через банальный рэкет.
В Тольятти сейчас широко известна фраза - ультиматум Напарника, который заявил, что все пока еще недобитые рузляевцы должны перейти к нему совсем имуществом - иначе они будут просто стерты с лица земли. Поэтому убийство Карапетяна многие с легкостью связали с продолжающейся "зачисткой" рузляевской группировки. Но, похоже, именно его-то напарниковским ребятам уже не было никакого резона убивать. Вместе с возглавляемой им фирмой "Карс" Вова Армян, по слухам, принял ультиматум Напарника. Особенно после того, как убили его брата и дважды покушались на него самого.
Независимость Дудуки и без жалоб Армяна раздражала старого "законника" Колыму. Отношения их приятельскими назвать было нельзя. Дудука, поселившись в Жигулевске, быстро получил все. Ему объединили две квартиры на этаже, сделали евроремонт, ездил 40-летний Дудука на самых крутых иномарках. У Гиви же по жизни все складывалось сложнее. Он еще и опекал великую ораву родственников, численностью не менее 30 человек, как-то уж так вышло. Вот и принял Колыма роковое для себя решение «убрать» соратника.
За что убрали хозяина?
Одновременно в те дни он еще и обеспечивал "заказ" на начальника Сызранского СИЗО полковника Бородина. Действовал по всем правилам, киллера запросил у ростовских воров. Потом его, именуемого Владимиром Живаевым, задержали в Самаре 1 января 1998 года, после драки с таксистом. Которому он не захотел платить, решив, видимо, что по случаю Нового года пассажиров обязаны возить бесплатно. Таксист так не думал и обратился за помощью к патрульно-постовой службе. В участке проверили личность дебошира, и выяснилось, что тот в розыске за Ростовом. Поэтому туда Владимира Живаева и этапировали. В тамошней тюрьме он встретил большинство своих соратников по банде Ищенко. Eгo, как выяснилось, арестовали последним.
За полгода перед убийством начальника СИЗО Живаев разошелся с бандой, посчитав себя обделенным в дележе добычи от многочисленных разбоев. Предпочел работать самостоятельно. В основном исполнял роль киллера. И в тюрьме он стал хвалиться перед братвой своим сызранским "подвигом" (еще бы - завалил самого "хозяина", как именуют начальников СИЗО на блатном жаргоне). Камерные "наседки" быстро стукнули ростовским оперативникам. А они вместе с Саратовским РУБОПом (наша область находится в его региональном подчинении) и раскрутили Живаева на признание.
Заказной характер убийства полковника Бородина Живаев для протокола отрицал. В деле так до конца и прошло, что он зашел в подъезд справить малую нужду, поскольку в провинциальной Сызрани совсем нет общественных туалетов. За этим занятием его застал Бородин, стал оскорблять, мало того, ударил. Бандит такого отношения не стерпел и потому расстрелялчеловека а мундире сразу из двух имевшихся у него пистолетов.
В блокноте Живаева были обнаружены телефоны Дудуки и Колымы. Хотя, говорят, Дудука не был посвящен в планы старшего коллеги. Гиви Колымскийдаже был у Бородина на приеме, пытался убедить того следовать неписаным правилам воровскогомира. Особенно когда дело касается воров и авторитетов. Как сегодня считают осведомленные люди, были и конкретные арестанты, за помещение которых в ШИЗО (штрафизолятор) полковник и поплатился жизнью. Это только половина правды, что его убили за наведенный им в тюрьме невиданный до того порядок: практически перестал принимать помощь от "общака", лишил авторитетов каких бы то ни было привилегий, нарушителей жестоко наказывал, невзирая на "статус". А Колыму якобы он вообще выставил из кабинета.
По понятиям криминала вел он себя беспредельно настолько, что воры согласились с необходимостью его показательного устранения. По поводу yгроз тех самых братьев, за которых просил Гиви, Бородин даже писал специальный рапорт. И на момент его у6ийства они были переведены из Сызрани в Самарский СИЗО. Но Живаев уже получил аванс, и остановить его было некому. К слову, стоит вспомнить, что в день погре6ения полковника братья в самарской тюрьме были жестоко избиты. Один из них несколько дней находился после того в реанимации между жизнью и смертью…
Адвокаты арестованных тут же громко заявили, что братьев били самолично высшие чины ГУИНа, тре6уя признании в "заказе" Бородина. Никто тогда всерьез в эту версию не верил. Следствие к тому же при знало, что братья стали жертвами внутрикамерной разборки. А через два года их вместе с подельниками полностью оправдают в Самарском облсуде.
Доказать "заказ" на полковника Бородина Ростовскому суду не удалось. И по этому эпизоду Живаев осужден всего лишь как злостный хулиган, действия кoтopoгo привели к смерти человека. Бородина живым довезли до больницы, где он скончался, не приходя в сознание. Но на "счету" Живаева, кроме Бородина, еще шесть трупов. Поэтому он наряду с главарем банды Ищенко все же получил, по нашим данным, пожизненное заключение. Сейчас адвокаты всех 29 подсудимых отправляют в Верховный суд кассационные жалобы. (Будни, Самара, №118 (1578), 01.07.2000, Лариса Рябинина)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен