26.06.2001 00:00, Томская область
5545
Вечерний Томск
В следственном изоляторе Томска обнаружен труп Элизбара Тюрина, осуждённого за убийство вора в законе Гиви
Элизбар убит. В этом уже мало кто сомневается. Хотя, по первоначальной версии врачей, он якобы покончил жизнь самоубийством.
Произошло это на прошлой неделе. В камере-одиночке СИЗО N 1 Томска. Ситуация, согласитесь, нештатная: чтобы до этапирования на зону произошла подобная крутая "разборка" с осуждённым, прямо в следственном изоляторе, чуть ли не на глазах охранников тюрьмы? Такого случая преступный мир Томской области не наблюдал, пожалуй, лет двадцать. Если не больше.
Впечатление, что вернулись "добрые советские" времена: когда за мёртвую голову преступного авторитета или вора в законе физически устраняли без суда и следствия. Роль судей и палачей выполняли сами же преступники.
Нам говорят, что времена изменились; что действует мораторий на смертную казнь, потому что возможна судебная ошибка; что любой осуждённый охраняется государством и его жизнь вне опасности. Но ведь в уголовном деле Тюрина тоже могла быть судебная ошибка. Не правда ли?
Вопрос "Куда же смотрит милиция?" - далеко не первый среди тех, которые возникли у меня после этого странного убийства...
Я очень подробно рассказывал на страницах "Вечёрки" о том, как шёл судебный процесс над Элизбаром Тюриным. В новогодние праздники (начало января 2000 года) в собственной квартире был убит томский вор в законе Гиви. В упор, из огнестрельного оружия, на глазах у пятилетнего внука. Через несколько месяцев был задержан подозреваемый. В Москве. Вдова и дочь погибшего грузина Гиви опознали в нём убийцу. Это был Элизбар Тюрин.
Предварительное следствие, а затем и судебный процесс шли тяжело. Доказательств, кроме свидетельских показаний родственников погибшего, практически не было. Обе стороны (и защита, и обвинение) достаточно аргументированно доказывали свою правоту.
Однако областной судья Рудольф Вельтмандер посчитал, что Элизбар Тюрин виновен. Он получил много лет лишения свободы. После приговора суда он всё время находился в одиночной камере следственного изолятора. Адвокат осуждённого, Людмила Кулешова, направила кассационную жалобу на решение областного суда. 19 июня 2001 года судебная коллегия должна была рассмотреть жалобу. И в тот же день неожиданно погиб Элизбар Тюрин.
Он скончался, повторяю, в одиночной камере. Его обнаружили с удавкой на шее. Поэтому, конечно, тюремный врач сначала предположил самоубийство.
Но уже через несколько дней эксперт-криминалист сделал предварительное заключение. По его мнению, Тюрин был всё-таки задушен. Разумеется, неизвестными людьми.
Самое любопытное, что за несколько дней до смерти он написал письмо своей жене, где сообщал, что против него готовится провокация. "Не верь, - писал он ей, - что я могу что-то с собой сделать".
Элизбар Тюрин - не слабак. Крепкого телосложения, абсолютно уверенный в своей невиновности. Поэтому, естественно, добровольно он не планировал покинуть этот мир.
...На мой взгляд, убивали его несколько человек. Вряд ли один убийца мог справиться с физически крепким Тюриным. Впрочем, всё это теперь предстоит выяснить следователям прокуратуры.
Мне же неясен очень важный момент. В тюрьме (ну очень специализированном помещении!), где сплошные решётки и железные двери на замках, некто проникает свободно в камеру осуждённого. Затем его убивает. И беспрепятственно исчезает.
Понятно, к чему я клоню? Начальник смены, охранники, работники оперчасти, наконец, сам начальник тюрьмы... Они об этом не знали? Или, может, поставить по другому вопрос: какова цена незнания?
Я, наивный, до сих пор верю, что произошедшая смерть - случайность. Может быть, действительно Тюрин покончил жизнь самоубийством? Может, администрация и работники тюрьмы ни при чём?
Хотя, с другой стороны, каждый оперативник прекрасно знает суровые законы преступного мира. Тюрин был осуждён за убийство вора в законе. Мало верится в то, чтобы ему сохранили жизнь. Если бы он выжил в тюрьме, с ним всё равно бы расправились в колонии. Воры такое не прощают.
Почему не были соблюдены дополнительные меры безопасности Элизбара? Его вина (даже если бы она была доказана в последней инстанции - Верховном суде РФ) вовсе не причина для смертной казни. В любом исполнении.
Я постараюсь разыскать нити этого запутанного преступления. По крайней мере, уже сейчас многое проясняется. Об этом - в ближайших номерах "Вечёрки". (Вечерний Томск, 26.06.2001, №68, Андрей ЗАЙЦЕВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен