26.09.2001 00:00, Хабаровский край
12434
Молодой дальневосточник, Хабаровск
18 сентября незадолго до полуночи криминальный мир Хабаровска дрогнул - в тихом районе, во дворе собственного дома автоматной очередью расстреляли “ответственного за город” Сергея Федоровича Меркумьянцева, Соседа.
Случайный свидетельАнатолий живет неподалеку, рядом с известным теперь домом 27 по Ладожской у него гараж. Поставив машину, он возвращался темными закоулками, когда навстречу ему выехали три машины. Медленно, одна за одной, освещая дорогу очень яркими, современными фарами, автомобили двигались в сторону Ладожской. Зная, кто живет по соседству, Анатолий вгляделся в номера машин - гости или хозяева? “Как в кино, - подумал прохожий, переходя на другую сторону улицы, - только в кино после этого обычно начинается стрельба”. И вдруг тишину ночи разрезала автоматная очередь.
Что в таком случае делает нормальный человек - побежит прочь, да подальше. Вопреки здравому смыслу Анатолий бросился в сторону выстрелов. Решив, что пальбу открыли из только что проехавших машин, мужчина пробирался к месту событий, прячась то за деревом, то за углом дома - ведь он уже попал в свет фар и потому свидетелем являлся нежеланным.
Проехала “скорая”, не торопясь на ухабах. Под прикрытием Анатолий добрался почти до самого места, но “Волга” “скорой помощи”, разглядев неладное, развернулась и поехала прочь. Анатолий видел, как из третьей по счету машины выскочили люди с карабинами и тоже начали стрелять. Изрешеченный пулями “Мерседес” Меркумьянцева уже остановился, наткнувшись на преграду. Анатолий и подбежавшие местные мальчишки увидели в салоне два окровавленных тела. Поначалу показалось - оба мертвы. Мальчишки и указали охране с карабинами путь, куда, как они разглядели, скрылся убийца: в нескольких метрах от соседнего дома - дендрарий.
Охранники на джипе бросились вдогонку. Тем временем один из расстрелянных пассажиров пошевелился. Это и был Сосед. Второму человеку, находящемуся в автомобиле на месте водителя, помощь уже была не нужна. Его похоронили в прошлую субботу. Тридцатичетырехлетнему Виктору Казакову, ближайшему помощнику Меркумьянцева, пули попали в голову.
Из самого Сергея Федоровича врачи потом извлекут три пули, а в теле обнаружат девятнадцать пулевых отверстий. Он еще не приходил в сознание (повреждены жизненно важные органы - легкие, печень, желудок) и находится в реанимационном отделении второй краевой.
Здесь денно и нощно дежурит охрана. Вернее, две - ОМОН и парни в черном. Последних гораздо больше. Четверо-пятеро на этаже. Столько же внизу в холле. К вечеру караул увеличивается. Стало как-то не очень комфортно навещать в больнице родственников. Видимо, больным соседство (простите за двусмысленность) тоже не доставляет удобства.
В нашем доме поселился замечательный соседНе очень приятно проживать в одном районе с криминальным авторитетом, даже если он сам не приносит зла и ведет себя прилично. Все равно жутко, когда в твоем дворе среди ночи раздаются выстрелы. Это еще можно посчитать за счастье, что на момент покушения-убийства никто, в сущности, не пострадал. Хотя шальная пуля все-таки влетела в одно из окон и ранила женщину. Разве этого мало?
Впрочем, народ был в какой-то степени предупрежден. Сосед готовился к покушению. Были письма-угрозы, письма-предупреждения. Несколько месяцев во дворе и подъезде дома 27 тусовалась охрана. Жители округи старались не задерживать долго гостей - дабы незнакомые автомобили не вызывали подозрений (вспомним 96-й год и ремонтный “Москвич”-пирожок, из которого расстреляли Киселя). Осторожничал и сам Меркумьянцев. 18 сентября, после посещения футбольного матча, часов в десять вечера он заехал к себе в офис, где поменял автомобиль, на котором ездил днем, - пересел с джипа на “Мерседес”. Только от перестановки слагаемых сумма не изменяется - это еще в школе проходили.
“На подножке у воров”Собственно, что за человек Сергей Федорович Меркумьянцев, образ жизни которого заставил кого-то пойти на преступление? Масса опрошенного народа отвечала: “Из николаевских (в смысле из Николаевска-на-Амуре) - и все”. Согласитесь, что это еще не повод для покушения.
Меркумьянцев судим дважды - впервые в Николаевске (1986 год, “хулиганка”), второй раз в Хабаровске (год 1990-й, “оружейная статья”). Оба раза - сроки небольшие, с отсрочкой приговора, в зоне не был. Впоследствии еще раз шесть Соседа пытались привлечь к уголовной ответственности - спасла изворотливость персонального адвоката Буянкина. Почему же в принципе далеко не “матерый уголовник” Меркумьянцев дорос до столь ответственного положения, как смотрящий за краевым центром? Свою роль здесь сыграл приятель по детским играм, вор в законе, ныне покойный Беляй. Именно своим авторитетным мнением он составил Меркумьянцеву протекцию в “святая святых”. Воры с мнением Беляева согласились. После смерти Виктора Киселева Соседа “возвели на престол” - отдали ему Хабаровск. Хотя короновать не короновали. “Мы всегда на подножке у воров”, - заявил как-то Сергей Федорович. Так и остался - на подножке.
“Отцом” города как таковым назвать его трудно. Как бы обязанности есть, как бы все, что положено, делается. А положено кассу общую собрать-поделить, “рамсы развести”, что в переводе на русский означает - справедливость восстановить. Здесь свои отмечают доброту и незлобивость Меркумьянцева - все решалось тихо, спокойно, Сергей Федорович, говорят, ярый противник жестокости и насилия.
Правоохранительные органы считают его человеком неэнергичным и замкнутым в себе. Лидерские качества и твердая рука не просматриваются. Собственно, недаром в городе столько разных группировок и каждая “пасется” на своей земле. Вроде как есть что-то общее, а вроде как и нет ничего. Недалеко распространяется власть крестного отца. Хотя, рассказывают, наделен способностью договариваться с разными сторонами - и со своими, и с чужаками, и с блюстителями закона.
Чадолюбивый коммерсант и азартный игрокОфициально, “для протокола”, Меркумьянцев и не крестный отец вообще, а коммерсант: в какой-нибудь фирме - коммерческий директор, в какой-нибудь - экспедитор, где-то - менеджер по связям.
Он, кстати, сторонник коммерциализации уголовного мира. Говорят, считает, что на разбое, грабежах и квартирных кражах в наше время не разбогатеешь, и вышедшим из зоны даже собственные деньги давал на открытие разных ЧП. Что это получались за структуры, конечно, тоже вопрос. Но удивило мнение одного из офицеров юстиции: “Они через фирмы деньги отмывают - город смотри какой красивый стал”. Старый чекистский принцип: преступность надо не уничтожать, а с ней договариваться?
Еще Сосед - большой любитель спорта. Здесь опять же разные мнения. Кто-то считает его активным спортсменом: и футболист, и шахматист, и теннисист. Кто-то - любителем наблюдать за игрой, неспособным по причине любви к алкоголю самому быть участником. Не знаю, относятся ли к спортивным играм бильярд и карты. Но футбольная команда “Нефтяник” создавалась на средства Меркумьянцева. И спортивное движение “Олимпийцы” - тоже. Прямо герой.
На днях рассказывали трогательную историю, как Сергей Федорович через суд добивался установления отцовства и добился. Вы часто встречали таких отцов? Впоследствии же, когда его первую гражданскую жену осудили и отправили в зону, он убедил органы опеки, что старшему сыну осужденной с ним, отчимом, будет надежней. И перевез парня из Николаевска в Хабаровск, где на улице Ладожской проживали его родная дочь и дети второй жены, “по совместительству” - сестры другого криминального авторитета. Говорят, в празднование дней рождений Меркумьянцева на известной всему городу заимке дети приглашенных пользовались лучшим приемом - и стол богаче, и внимания больше. Ну не Сосед, а дедушка Ленин.
Пару-тройку раз Сергей Федорович, озадаченный сигналами по поводу засилья общака в школах, даже съездил в учебные заведения. Где самолично убедился - под оргпреступность работают ушлые бывшие выпускники. С ними разобрался. Вот только школ в Хабаровске не две и не три, и поборы там не прекращаются. Но это уже не наша с вами история.
Для полноты образа скажем слово о заботе про чужое здоровье - помогал деньгами подорвавшим его в зонах.
И на такого человека кто-то поднял карающую длань?
Трамплин на тот светВот уже неделю криминальные и правоохранительные структуры выясняют - кто. К старым версиям прибавляются новые.
Первое, что сделала милиция после сигнала о расстреле - объявила всем постам ГИБДД проверять автомобили за номером 777. Видимо, имелись основания что-то предполагать - такие номера были популярны среди членов крабовской группировки. Возможно, в связи с недавними, месячной давности разборками в районе завода “Дальэнергомаш”. В ту ночь с номером 777 остановили только одного директора магазина, бывшего “совершенно не при делах”. Позже ориентировку сняли. После разговора с охраной Соседа. Парней на джипе с карабинами в руках в качестве подозреваемых задержали у торгового центра “Рафаэлло” спустя несколько часов. Отпустили к утру. Кстати, сами общаковцы считают - Краб тут не при чем.
Хотя и находятся еще в полном шоке - непонятно, откуда ветер дует. Кто-то даже двинул версию - “просто отмороженные менты, побывавшие в Чечне”. Найденные на месте скрученные скотчем по-афгански автоматные магазины говорят: преступник знаком с боевыми действиями не понаслышке. Но полагать, что “мент с поехавшей после Чечни крышей” способен мстить за старые обиды долго, упорно выслеживая и угрожая, верится с трудом.
Можно полагать, что стрелявших было двое. Выстрелы из автомата прозвучали слева, из пистолета - справа, со стороны сидящего Соседа. Кстати или нет, но спустя несколько дней собиравшие в дендрарии гербарий школьники обнаружили заряженный “ТТ”, одной пули не хватало.
Кто-то рассказывает, что на Соседа обиделся Комсомольск, даже на последний день рождения не приехали. Однако представитель от комсомольчан был. А вот по поводу обид. Правоохранительные органы в принципе рассматривают такой вариант - известно о крупной сделке с участием москвичей, в которой пострадали интересы имеющих власть.
В начале года члены одной из группировок были замечены в активном поиске “чистого” оружия - в воинских частях. (Помнится, за несколько месяцев до убийства Киселя тоже шло активное вооружение “незасвеченными” стволами). А незадолго до расстрела на Ладожской в одной из частей автомат пропал. Подстава? Бредовая версия?
Еще активно двигается тема о наступлении выходцев с юга бывшего СССР, для которых Дальний Восток - кусок лакомый.
Впрочем, кто и что - следствие, как говорится, покажет. Правда, в таких случаях дополнительные факты всплывают гораздо позже.
Когда убивают командующего, войско бежит с поля боя. Меркумьянцев жив, но крайне тяжел. В общаковских рядах присутствует паника: кто-то стремится быть поближе - показаться у больницы. Кто-то ушел в “самостоятельный бизнес”. Говорят, неорганизованные, они натворят еще больших бед. Говорят, что занять место никто и не стремится, потому что среди “людей” называется оно - “трамплин на тот свет”. (Молодой дальневосточник, №39(12721), 26.09.2001, Марина Ефимова)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен