26.09.2001 00:00, Хабаровский край
5770
Молодой дальневосточник, Хабаровск
Лидер организованного преступного сообщества Дальнего Востока Евгений Васин (Джем) на днях был арестован по санкции Генеральной прокуратуры
Джема арестовали в четверг 20 сентября в его городском доме в Комсомольском районе Дземги. Санкцию на проведение этой серьезной операции дала Генеральная прокуратура, осуществлялась она сотрудниками недавно созданного окружного розыскного бюро (аналог РУБОПа) при поддержке сил спецподразделений милиции и ФСБ.
По свидетельству человека, непосредственно участвовавшего в аресте “вора в законе”, Евгения Васина они застали лежащим на постели. На появление множества непрошенных гостей он отреагировал довольно бурно. Джем пытался было даже покрикивать, но после предъявления ордера успокоился и переменил манеру поведения.
“Он, бесспорно, талантливый актер”, - прокомментировал это сотрудник ОБР. По его словам, “пахан всея Дальнего Востока” тут же всем своим видом стал показывать покорность судьбе и начал медленно одеваться. Он надел весьма простенькие брюки, неброскую курточку, на голову - вязаную шапочку. Оказалось, что сумка с необходимыми в заключении вещами у него уже собрана - ему ее принесла жена.
Спецслужбы не встретили никакого сопротивления ни со стороны Джема, ни со стороны его братвы. Последняя прибывала к воротам дома ежеминутно. К тому времени, как Евгения Васина вывели из дома, на улице собралось не менее сотни человек.
Рассказывает участник операции: “Собравшиеся люди вели себя довольно странно. Никто из них не сделал даже попытки вмешаться в происходящее. На их лицах была написана растерянность и неподдельное горе. Такое впечатление, что у них забирали нечто очень дорогое. Те, что помоложе, жалобно и потерянно вопрошали: “Куда же вы увозите нашего БАТЮ? Как же мы теперь без бати-то, а?” В целом все прошло гладко, даже как-то буднично”.
Перед тем, как сесть в машину, Джем толкнул речь. Он сказал, чтобы без него братва соблюдала правила и понятия, велел не волноваться - мол, это все не надолго, что он готов идти в тюрьму, потому что тюрьмы, дескать, нечего бояться. Под конец он заявил, что они-то вот знают, что к обвинениям, которые ему собираются пришить, на самом деле он не имеет никакого отношения.
Здание, где временно держали Васина перед отправкой в Хабаровск, немедленно было окружено машинами комсомольской братвы. Попытки отогнать их успеха не принесли - тачки просто отъезжали подальше, но своего сектора обзора не покидали. Любой вышедший из здания человек получал минимум двоих негласных провожатых, за каждой отъехавшей машиной тут же пристраивалась в хвост “машина сопровождения” братвы. По мнению комсомольских оперативников, это немного действовало на нервы, но не более того. Неизвестно, допрашивали ли Джема в Комсомольске, но уже в пятницу его привезли в Хабаровск и заключили во временный специзолятор на Волочаевской.
Итак, глава самого крупного и мощного преступного сообщества Дальнего Востока - общака - Евгений Петрович Васин оказался на нарах. Многие не верили, что такое вообще возможно. И тем не менееѕ Официальной версии пока нет еще никакой. Зато неофициальная вполне однозначна - Васину собираются предъявить обвинение в участии в организации расправы над людьми в кафе “Чародейка” 27 февраля этого года. Напомним, что в тот страшный день заживо сгорело восемь человек.
Комсомольский общак всегда открещивался от прямой причастности к этому теракту. Несмотря на то, что четверо исполнителей кровавого поджога числились едва ли не “штатными” членами различных группировок. Кстати, одного из них - Боженко - через некоторое время после поджога нашли повешенным и похоронили с почестями и присущей общаку атрибутикой.
Джема тогда пытались арестовать, но не срослось - доказательная база по всем обстоятельствам “Чародейки” была не сильно надежна. Адвокаты Васина легко добились бы его освобождения, а это в свою очередь рассматривалось бы общественным мнением чуть ли не как реабилитация. Спецслужбы, видимо, предпочли действовать наверняка. В разговоре со мной один из офицеров ОБР, пожелавший остаться неизвестным, высказал твердую уверенность, что Васин в этот раз попал крепко.
Дело ведет следователь окружной прокуратуры. Характеристики его как профессионала впечатляют - среди выдающихся качеств у него выделяют редкую кропотливость в сборе доказательств и напористость в достижении поставленной цели. К тому же этот человек не местный - он был привезен сюда в составе команды нового окружного прокурора Чайки. Это существенно уменьшает возможности общака, любимыми средствами давления которого являются запугивание и шантаж.
В принципе, арестовать воровского авторитета калибра Джема - значит бросить вызов всей системе общака. Последствия этого шага неспециалисту очень трудно просчитать. После подобных акций в Питере и Москве созданные авторитетами воровские империи начинали разваливаться, и это несло за собой большую кровь при переделе сфер влияния между конкурирующими группировками.
Дальневосточный общак имеет на общем фоне существенное отличие. Васин у нас как бы единственный официальный и “легитимный” лидер общака. Остальные имеющиеся здесь пять “воров в законе” признают его безоговорочно. Конкуренция в криминальной сфере есть, но она не переходит рамок вооруженного нейтралитета. Хабаровский край не знает кровавых войн группировок, местный общак не допускает сюда эмиссаров из Москвы, даже с мятежным и богатым Приморьем поддерживаются мирные отношения - там есть представитель Джема. Васин выстроил здесь свою собственную “вертикаль власти”, преступную, конечно, но гибкую и жизнеспособную. Даже лишившись, пусть и на время, своего главы, общак не перестает быть системой.
В последние год-два здоровье Евгения Васина было не ахти. Он погрузнел, сильнее стала заметна его хромота, стал больше употреблять алкоголя. Едва разменяв шестой десяток, он выглядит старше своих лет. Есть сведения, что в двухместной камере, которую он делит с каким-то недавно переведенным туда сидельцем, у него обострились проблемы со здоровьем. Говорят, что еду, которую ему присылают из хабаровских ресторанов, он отдает сокамернику. Что пьет только сок.
Тем временем среди комсомольской братвы усиленно циркулирует слух, что странная пугающая цепь последних событий - арест молодого вора Лепехи, покушение на смотрящего по Хабаровску авторитета Соседа, арест Джема - это лебединая песнь, последний “подарочек” расформированного и реорганизованного РУБОПа. По моему, это не так. По-моему, это закономерность. Слишком долго их никто не трогал. (Молодой дальневосточник, №39(12721), 26.09.2001, Дмитрий Данилов)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен