Редакция сайта может не разделять взглядов других СМИ
Вор в законе бросил есть в знак протеста
В Комсомольске-на-Амуре задержан Евгений Васин (Джем, Батя) - "вор в законе", входящий, по данным ГУБОПа, в первую десятку криминальных лидеров России. Обвинения ему пока не предъявлено. Известно, что его подозревают в причастности к поджогу кафе, в котором погибли четыре человека. Джем в знак протеста объявил голодовку.
В последние годы милиция Джема сильно не беспокоила. Пару раз его приглашали на профилактические беседы и отпускали с миром. Да и сам он постепенно превратился из закоренелого уголовника во влиятельного бизнесмена, политика и общественного деятеля. Организовал благотворительный фонд, активно жертвовал деньги беднякам, воспитывал подрастающее поколение. Для этого он с друзьями даже арендовал небольшой остров Малайкин, который называл "наше маленькое Палермо". Там был открыт лагерь труда и отдыха "Дружба" для трудных подростков, которых, как подозревала милиция, "вор в законе" и его ранее неоднократно судимые друзья воспитывают в воровских традициях. Оперативники несколько раз проводили в лагере обыски, но ничего криминального, кроме ящиков с водкой и вином, не находили.
Серьезные проблемы возникли у Джема в начале этого года, когда в Комсомольске-на-Амуре бандиты подожгли кафе "Чародейка", в котором находилось около 40 посетителей. В кафе было разлито несколько литров бензина, и огонь охватил все помещение в считанные секунды. Началась паника и давка. Людей сбивали с ног, прямо по телам пробирались к выходу. Хотя пожарные прибыли уже через несколько минут, кафе площадью 70 кв. м выгорело полностью. Четверых посетителей "Чародейки" спасти не удалось. Еще 21 человек получил серьезные ожоги. 13 из них оказались в реанимации.
Поджигателей вскоре удалось задержать. Один из них, также получивший сильные ожоги, был найден повешенным возле своего гаража. В нем опознали одного из участников местной преступной группировки "Общак". Вскоре вычислили и арестовали трех его сообщников -- это были Павел Ревтов, Алексей Гавриленко и Евгений Просветов, судимые за разбои и кражи и тоже состоящие в "Общаке". Впрочем, они оказались всего лишь исполнителями преступления. Имя заказчика бандиты не назвали, хотя и дали понять, что пытались таким образом разобраться с членами одной из противоборствующих группировок.
Известно, что группировка "Общак", возникшая на Дальнем Востоке в начале 90-х, держит под контролем прибыльные виды местного бизнеса: разработку шельфовых нефтяных месторождений, добычу рыбы и игорные заведения. Джем, которого милиция считала лидером "Общака", стал одним из главных подозреваемых по делу о поджоге "Чародейки". И хотя он отрицал свою причастность к происшедшему, его начали усиленно допрашивать. Впрочем, по результатам допросов предъявлять обвинение не стали.
Новый повод заняться Джемом у сотрудников правоохранительных органов возник после того, как в Хабаровске расстреляли другого лидера "Общака" и "смотрящего" за Хабаровском Сергея Меркумянцева, известного в криминальных кругах под кличкой Сосед.
Через несколько дней после убийства сотрудники хабаровского РУБОПа вылетели в Комсомольск-на-Амуре, откуда вскоре вернулись с закованным в наручники Джемом. При задержании, как сообщили оперативники, он не сопротивлялся. "Законника" поместили в двухместную камеру хабаровского СИЗО, однако обвинения пока не предъявили. Сотрудники хабаровской милиции сказали лишь, что у них "накопилось слишком много вопросов к Васину и пора расставить все точки над i".
Джем в знак протеста против задержания, которое он считает необоснованным, объявил голодовку. Еду, которую ему с разрешения тюремного начальства доставили из ресторана, он отдал сокамернику.
"Я хочу, чтобы у меня здесь был порядок"
Евгений Васин, которого короновали в "воры в законе" по рекомендации его близкого друга Вячеслава Иванькова (Япончика), родился в Комсомольске-на-Амуре в 1951 году. Рос без отца, стараясь брать пример со своего дяди, который был заместителем командира полка ОГПУ. Но еще в юности связался с какой-то шайкой и в 15 лет получил первый срок.
"Портреты моего дяди,-- рассказывал Васин,-- до сих пор висят во многих отделениях милиции Комсомольска. Однажды меня доставили в наручниках в краевое управление. Ведут по коридору как раз мимо портрета Тимофея. Я им и говорю: 'Это мой дядя'. Они проверили и наручники сразу сняли".
Когда в газетах его называли вором, Васин обижался: "Я никогда не воровал и не сидел за это". Действительно, он отбыл пять сроков за хулиганство. "'Вором в законе', - объяснял Васин, - называют человека, который может правильно рассудить, развести без крови. Как раз этим в тюрьме я и занимался".
Людей с многочисленными судимостями, которые его окружали, он характеризовал так: "Это просто люди, с которыми я дружу, вожусь. Все они мои единомышленники, можно сказать, братва... Нас много, думаю, не одна сотня. Но мы не бандиты, как считает милиция".
"Я хочу, чтобы у меня здесь был порядок, - не раз заявлял СМИ Комсомольска Васин. - И кое-что сделать нам удается. Здесь нет стрельбы и беспредела, как в других местах". (Коммерсантъ, 05.10.2001, №182)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен