24.10.2001 00:00, Хабаровский край
4600
МК в Хабаровске
Пахан дальневосточного преступного мира Евгений Васин (Джем) был найден мертвым в своей камере. Умер он сам или его убили - вопрос пока остается открытым.
ФактыУстановленное время смерти Васина - 6 часов 20 минут утра 23 октября. Официальный диагноз - острая сердечная недостаточность. Джем содержался в двухместной камере Хабаровского СИЗО и питался в основном растительной пищей. В его камере практически не выводились фрукты.
Ровно в полдень того же дня к воротам СИЗО подъехало две машины. Это был теперешний “смотрящий” по городу Краб и его люди. Они спокойно и тихо забрали тело Евгения Васина и отвезли его в краевой морг. Вскрытие намечено на среду.
Васина обвиняли в убийстве общественно опасным способом и в организации преступного сообщества. Окружная прокуратура, которая вела дело, отводила ему исключительно организующую роль. Дотошный следователь добыл массу доказательств. Они позволили не только арестовать Васина, но и предъявить ему обвинение. Начальник следствия Сергей Костюков считал, что перспективы у дела хорошие. Они и сейчас остаются таковыми - со смертью одного, пусть и основного фигуранта, оно не прекратится. Четверо исполнителей террористического акта в кафе “Чародейка” в Комсомольске продолжают давать показания.
Факт - то, что смерти Евгения Васина предшествовали странные и кровавые события. Связаны они со следователем, который ведет дело “Чародейки”. На прошлой неделе он вместе с коллегой из Оперативно-розыскного бюро (ОРБ) отправился в Амурскую область. Источник из правоохранительных кругов Благовещенска утверждает, что по делам, связанным с расследованием “дела Джема”. Следователей сопровождала группа физзащиты СОБР. Остановились они в гостинице. В одну из ночей на гостиницу было совершено нападение. Неизвестные очень тихо пробрались в комнату, где ночевали оба сотрудника и устроили там резню. Орудовали только финками. Бойня заняла считанные секунды, отряд СОБР не успел прийти на помощь, преступники скрылись, а прокурорский и оэрбэшный следователи получили проникающие колото-резаные ранения. Один из них был госпитализирован в реанимацию, другой, раненый не так сильно, на следующий день отбыл в Хабаровск.
Окружная прокуратура срочно создала по этому факту комиссию, которая отправилась в Благовещенск. Амурская областная прокуратура завела уголовное дело и взяла подробные показания у лежащего в больнице следователя.
Последние три дня перед смертью Евгений Петрович Васин очень просился в больницу. По свидетельствам общавшихся с ним людей, выглядел он лет на двадцать старше своего возраста. Джем жаловался на плохое самочувствие. Врачи регулярно навещали его, но показаний для помещения заключенного в стационар не находили. 10 ноября Джему должно было исполниться 50 лет. Хабаровские и комсомольские братки готовились пышно отпраздновать юбилей своего пахана. Ожидались гости из Сибири, Питера и Москвы.
На одной из крупных зон под Хабаровском отменили веселый праздник лагерного творчества.
ВерсииСлухи связывают попытку покушения на следователей и смерть Джема в одну цепочку. Такое впечатление, что кому-то было выгодно развалить уголовное дело по “Чародейке” любой ценой: либо убрав слишком настырных расследователей, либо устранив самого Джема. Последнего кое-кто считал “битой картой” - дескать, сел он крепко, даже если выберется, то не скоро - расклад криминальных сил все равно поменяется. А вот если он заговорит на допросах...
С другой стороны, Джем, как ни крути, все же являлся некоей объединяющей силой. Лидер по натуре и с развитым организаторским талантом, он пытался наладить на Дальнем Востоке собственную “вертикаль власти”, и это ему в немалой степени удалось. В отличие от многих других воров в законе старой закалки, он принял веяния нового времени и переориентировал дальневосточный общак с чисто уголовного направления в сторону бизнеса и накопления капитала. При Джеме коррупция в нашем регионе приобрела поистине классические черты - криминалитет небезуспешно пробивался во власть, влезал в области крупного бизнеса, вроде сахалинского нефтяного, легализовался в отраслях промышленности, подгребал под себя полулегальный икряной и лесной бизнес. Там где раньше уголовник пользовался понятиями и финкой, сегодня в ход идет выгода и компромат. В принципе, роль Джема можно определить как “мавр сделал дело, мавр может уйти”.
Некоторые информированные источники не исключают, что Васина могли элементарно отравить. В камере нашли много фруктов. Не было ли съеденное им яблоко отравлено каким-нибудь синтетическим ядом - задают они себе вопрос. Впрочем, вскрытие покажет.
Совсем горячие головы полагают, что Джема убрали спецслужбы. В свое время действительно имелись предпосылки говорить, что Васин был как-то с ними связан. Все-таки в свою первую отсидку он являлся тюремным “активистом”. К тому же в те годы КГБ уже внедрило новую концепцию - не бороться с общаком напрямую, а управлять им изнутри, посредством авторитетов и воров в законе. Им, конечно не приказывали, и они не являлись штатными агентами, но они постоянно находились под колпаком и на них собирались обширнейшие тома компромата.
В любом случае Джем мертв, и Дальний Восток ожидает теперь уже самый настоящий криминальный передел сфер влияния. (МК в Хабаровске, 24.10.2001, Евгений Новиков)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен