14.11.2001 00:00, Оренбургская область
7182
Южный Урал, Оренбург
15. Как сбросить крышу
С началом перестройки в Оренбуржье активизировались мошенники (кидалы) разного калибра. Одни опустошали банки с помощью фальшивых авизо, другие, собрав крупные суммы с граждан и организаций, просто исчезали из города. Довольно ощутимые потери гражданам и бюджету нанесли так называемые распространители - целые организации миловидных молодых людей, которые приторно-вежливо, с немыслимым напором "впаривали" людям дешевые бракованные вещи. Естественно, еще и уклонялись от налогов.
В середине 90-х в Оренбурге работали более 10 фирм-распространителей, чьи штаб-квартиры находились в других городах. Крестный отец идеи – бывший москвич, а ныне гражданин США Могилевский. Предложенная им схема была проста и гениальна: с помощью различных психологических приемов убедить человека (лоха) купить набор вроде бы нужных предметов (ножи, фены, фотоаппараты, бигуди и т. д.). Мало того что это барахло ломалось на второй день после начала пользования, лох вскоре делал открытие, что переплатил в два-три раза. Однако ни продавца, ни фирму он найти уже не мог. Чеков не выдавалось, а реквизиты и название фирмы распространители сообщали липовые.
Как ни странно, люди клевали на приемы мошенников. Надо же - доставка на дом, красивые и вежливые фирмачи, сезонная распродажа товара... Сервис! По самым скромным подсчетам, за несколько лет работы распространители доставили на дом свою рухлядь каждому десятому оренбуржцу. Кстати, некоторые работают до сих пор, переключившись на организации и учреждения. Товар, конечно, другой, но цены по-прежнему с хорошей накруткой.
Наиболее преуспели в те годы фирмы "АСЭ-Урал", "АСЭ-книги", но особо скандальную известность приобрела "ДЦ-макс". На ее офис неоднократно совершались разбойные нападения, выручка изымалась, но пострадавшие не написали ни одного заявления в милицию, боясь "засветиться" и попасть на крючок налоговиков. Однажды фирму ограбил собственный сотрудник. На следующий день сторож, видевший его, трагически погиб. Вот такое стечение обстоятельств. Бухгалтер "АСЭ-книги" Гречкина, возившая выручку мешками в Москву, организовала разбойное нападение... на саму себя. Помогал ей в этом сотрудник уголовного розыска Центрального РОВД на подведомственной территории. После главбух получила несколько лет условно, а милиционер отправился за решетку. "АСЭ-книги" свернула деятельность в Оренбурге и переехала в Самару.
Сверхприбыли распространителей могли пройти мимо налоговых органов, но никак не мимо бандитов. Крышевал над фирмами уголовный авторитет городского масштаба, рецидивист-наркоман Саша Стрельник. Эти поборы давали ему возможность и в общак платить, и закупать оружие и наркотики для братвы. Однако Стрельник постоянно поднимал плату за крышевание, ссылаясь, видимо, на инфляцию, а коммерсантам помогать ни в чем не хотел. Тогда фирмы-распространители попросились под крышу одного из сотрудников милиции. Понятно, заявлений по этому поводу никто не писал. По слухам, продажные менты сами между собой переругались за право "оберегать" бедных коммерсантов.
Стрельник долго возмущался подобным правовым беспределом. Свою дойную корову отдавать милиции он не хотел. Поэтому-то и был вскоре арестован за хранение наркотиков. Так или иначе, но почти все войны крыш происходят если не с участием, то под контролем некоторых коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Крышу вообще можно легко поменять, подставив уголовного "авторитета" под меч правосудия.
Один странный случай произошел в Оренбурге. Выводы делайте сами. Известный в городе предприниматель А., ставший впоследствии депутатом, платил дань "авторитету" города Косте Подшибяке. Но сильно надоела ему эта обуза, тем более она могла бросить тень на А. во время выборов. "По понятиям" предприниматель должен был заплатить отступные Косте и спокойно уйти под другую крышу. Но А. подозревал, что "авторитет" не захочет расставаться, ведь он не просто крышевал, а, по сути, являлся вторым директором фирмы, вникал во все дела, подписывал контракты и даже получал зарплату. Костя, несмотря на то что носил огромные золотые булавки на галстуках, был образованным и неглупым человеком.
Вскоре к нему приходит женщина, его знакомая, и бросается в ноги. Говорит, что ее изнасиловали, и просит наказать обидчика. Многие "авторитеты" города теперь уверены, что Подшибяку банально подставили, сыграли на чувствах. Было на самом деле насилие или нет - неизвестно, пострадавшая заявлений в милицию не писала. Но бандитам экспертиз и доказательств не нужно. Костя той женщине доверял и настолько возмутился ее рассказом, что сам, вопреки обычаю посылать на разборки братву, поехал вершить правосудие.
Насильника нашли, похитили и долго били. Подшибяка и три его подельника настолько увлеклись, что не заметили, как пленник перестал подавать признаки жизни. Труп сбросили в Урал и тщательно замели все следы. Однако
через несколько дней убийцу арестовывают сотрудники милиции. Костю осудили на семь лет лагерей, а его "сослуживец" предприниматель А. Блестяще проводит предвыборную кампанию и открывает новый крупный магазин. В итоге и деньги целы, и "авторитет" в тюрьме. Умным людям везет по-крупному.
16. Бандитизм не отходя от зоны
Человек не рождается подлым. Просто сейчас времена такие. Если государство кинуло офицера, почему бы офицеру не кинуть государство? Не секрет, что криминальный мир заворожил не одного милиционера. Иногда он искушает и сотрудников системы управления исполнения наказаний.
Установлено в суде, что один, теперь уже бывший, сотрудник передавал осужденным "грев" от бандитов с воли, а для банды "авторитета" Муравьева украл у своего коллеги и соседа по общежитию комплект милицейской одежды. Однако это мелочи по сравнению с делом зека Эскузяна.
Акоп Эскузян приехал в Оренбург ради заработков. Но вместо того чтобы морозить нос на рынке, как многие его соотечественники, сколотил банду и совершил серию разбойных нападений на граждан и организации по всему Оренбуржью и Казахстану. Банду Эскузяна арестовывают в 1992 году, но следствие смогло доказать лишь один разбой. Этого, правда, хватило, чтобы упечь преступника на шесть лет.
Акоп в колонии был примерным. Администрация содействовала его переводу на более щадящий режим - в колонию-поселение. Не досидев полтора года до окончания срока, Эскузян, считай, очутился на воле.
Далее начинается самое непонятное. Колонияпоселение - хоть и очень мягкий, но все же режим для зеков, вставших на путь исправления. Здесь постоянно находится сотрудник, который следит за поведением осужденных и на работе, и в быту. Отлучиться из колонии зек может лишь в исключительных случаях, с разрешения начальника.
Эскузяна эти правила почему-то вообще не касались. Нет, он не сбежал (по крайней мере, в розыск не объявлялся), но чувствовал себя более чем свободно. Неужели администрация даже не подозревала, чем занимается ее подопечный? Выйдя из-за колючей проволоки, Акоп сел в свой автомобиль и был таков. Ни на какие проверки в колонию-поселение и не думал являться. Некогда было. Он сразу же организовывает вооруженную банду. Примечательно, что в разбойных нападениях участвовали и осужденные впоследствии бандиты, и неустановленные лица в камуфляжной форме, которых преступники на допросах скрывали и выгораживали.
Первый визит "охраняемый" заключенный и его банда нанесли хозяйке дома в переулке Обходном. Не выдержав избиений и пыток, женщина отдала им все добро. Акоп, сидевший до этого в автомобиле на шухере, поднялся в квартиру и распорядился, что брать. Машину загрузили под завязку и, довольные, поехали все делить... на рабочий объект в колонию-поселение. В родные застенки то есть. Братва Эскузяна, ничуть не скрываясь, все поделила и разъехалась по домам. Часть награбленного Акоп передал на зону коллегам. Следующий грабеж банда Эскузяна, чувствуя свою безнаказанность, совершила через два дня по старому сценарию: пытки хозяина квартиры, дележ добычи на рабочем объекте. В преступлении опять участвовал не установленный следствием человек в камуфляжной форме. Часть награбленного передали на зону братве. Дальше следует целая серия преступлений. Акопу уже лень подниматься в намеченную квартиру, и он руководит действиями соратников из машины по сотовому телефону.
Банда вовсю беспредельничает, избивая стариков и детей, что по всем воровским понятиям запрещено. В квартире одного из домов поселка Степной бандиты избивают престарелую женщину и ее 10-летнюю внучку. На вырученные деньги Акоп хорошо вооружается, покупает боеприпасы и наркотики. Дело разворачивается - он теперь потрошит магазины. Берут не только деньги из кассы, но и чай, сигареты - для узников колонии. За ночь, бывало, они грабили по три объекта. Кстати, следствие не особо интересовалось установлением личностей людей в камуфляже. А интересно было бы раскрыть тайну, как бывшие зеки-наркоманы могли тщательно планировать разбои, действовать так долго, уверенно, будто под прикрытием.
Судья Жуков зачитывал приговор два дня. Акоп Эскузян приговорен к 14 годам в колонии особого режима, остальные - к срокам от 9 до 13 лет. Но явно не все виновные в этих преступлениях наказаны по заслугам. Поэтому не исключено, что Эскузяна ждет еще какая-нибудь гостеприимная колония-поселение. (Южный Урал, Оренбург, 14.11.2001, №218-219, Дмитрий РУБЦОВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен