03.05.2002 00:00, Казахстан
2827
Караван, Алматы
"Держи вора!" - этот крик приходилось слышать многим нашим согражданам. А вслед за этим и наблюдать, как пойманного воришку сначала колотят "всем миром", а затем волокут в полицию.
Подобных происшествий день ото дня становится все больше. Это свидетельствует, во-первых, об огромном приросте армии карманников. А во-вторых - о катастрофическом падении уровня воровского профессионализма.
Такой вывод сделал наш консультант по данной проблеме - вор-карманник старой, еще советской школы Рустем.
Он, разочаровавшись в криминальной романтике, вот уже девять лет как сошел с криминальной дорожки.
Но, несмотря на это обстоятельство, его слово в криминальных кругах по-прежнему имеет вес. Его знают многие - Рустем вор авторитетный.
Понятия убил героин
Большинство наших сограждан полагают, что среднестатистический современный вор - это тот самый неудачник, которого частенько поколачивают на базарах. Данное мнение верно, но лишь отчасти. По словам Рустема, в былые времена воры являлись самым уважаемым преступным сословием. И они с полным правом украшали собой вершину криминальной пирамиды. Само понятие - "вор в законе" - уже говорит о многом. Заметьте, не грабитель и не убийца в законе, а вор. Почему?..
- Коронованный "вор в законе" имел огромную власть. Одно его слово являлось законом, - говорит Рустем. - Но власть, как известно, кому не попадя не дают. Поэтому избирался он из среды наиболее уважаемых "авторитетов" - признанных мастеров своего дела. Наибольшие шансы стать "вором в законе" имели взломщики сейфов, квартирные воры, карманники, картежные шулера и так далее. То есть "вором в законе" становился тот, кто обладал способностью изымать денежные средства у населения, не применяя никакого насилия. Грабителям, разбойникам и убийцам путь в короли преступного мира был заказан: не те мозги и руки, кровью запятнанные…
Посудите сами, нужно ли обладать большим умом, чтобы, налетев с оружием в руках на человека, отнять у него деньги? Правильно, для этого никакого ума не надо: жертва и так все отдаст. Кроме того, частенько налеты заканчиваются стрельбой или поножовщиной. Воры, шулера и мошенники на "мокрое дело" никогда не шли. Это птицы другого полета. Да и руки у них, простите за цинизм, - золотые. Какой же ловкостью надо обладать, чтобы у нормального и абсолютно трезвого гражданина вытащить из кармана кошелек?!
Раньше, когда преступный мир жил "по понятиям", его представители превыше всего ценили профессиональное мастерство и артистизм. Поэтому "вором в законе" никогда не мог стать пьяница или наркоман. К тому же "вор в законе" не должен был иметь семьи, ему возбранялись служба в армии, членство в партии или комсомоле. Но зато был обязан отсидеть в местах не столь отдаленных чуть ли не половину всей жизни. "Воры в законе" короновались преимущественно в России. Были свои "законники" и в Казахстане.
- Сейчас у нас воровские традиции умерли, - сетует Рустем. - Все "понятия" убил героин. "Авторитетами" становятся бывшие полицейские, а "законниками" - законченные наркоманы...
В России с этими делами порядку больше. Но и там "отморозки" из бывших спортсменов и милиционеров часто дают настоящим ворам под зад: "Ты вор? Тогда иди и воруй!"
Их университеты
По словам Рустема, территориальные границы суверенных государств криминалитет не признает.
При Союзе своими карманниками славились курортные города. Особняком стояли Москва, Ленинград и Одесса: там работали "мэтры" - специалисты высочайшей категории. Средняя Азия была знаменита своей древней воровской школой.
В Алматы многие воры потянулись после войны. Как из соседних республик, так и из Китая. Прибывшие постепенно стали готовить свою будущую смену.
Рустем учился ремеслу у одного из известных алматинских воров. Однако он нас разочаровал, объяснив, что как такового обучения не было. Просто несколько мальчишек ходили за своим "сэнсеем" по пятам, буквально впитывая в себя все его движения и повадки.
Те, кто побойчее, впоследствии работали со своим учителем в паре. Воровали "на пропаль". Данный способ кражи заключается в следующем: "первый номер", вытащив портмоне из кармана "клиента", передает добычу своему помощнику. А сам продолжает спокойно стоять возле жертвы. В том случае, если потерпевший обнаруживает пропажу и поднимает шум, вор спокойно дает себя обыскать, после чего начинает громко возмущаться.
В этой учебе присутствовал один немаловажный психологический момент: ученик, скрывая украденное, в то же время чувствует себя не у дел. Якобы шеф весь по уши в работе, а он - в стороне. На самом же деле в случае обнаружения украденного портмоне в кармане ученика подростку грозит нешуточный срок. Ведь доказать кражу можно лишь двумя путями: либо схватить вора на месте преступления и при свидетелях за руку, либо обнаружить и изъять похищенное.
"Учителя" же, громогласно рассуждая о воровских традициях, по-настоящему обучать молодежь не спешили: к чему им конкуренты?
Воровская масть
Воры бывают разные. Одних карманников существует великое множество. И в зависимости от способа совершения краж они подразделяются на "хирургов", "маршрутников", "верхушечников" и так далее. Кроме того, имеются воры квартирные - "домушники", взломщики сейфов - "медвежатники". "Хирурги" извлекают добычу с помощью всяких хитрых приспособлений: крючочков, спиц, заточенных монет и бритвенных лезвий.
В этом деле существует великое множество премудростей. Так, например, бритвенное лезвие воры используют не полностью, а ломают его пополам. Затем половинку ломают еще раз таким образом, что получается трапеция с режущей стороной длиной около сантиметра. Этот кусочек вор кладет себе за щеку. Делает он это для того, чтобы смоченное слюной лезвие резало лучше и тише. По свидетельству Рустема, и он сам, и его подельщики, взрезая сумки и одежду граждан, старались резать так, чтобы человек потом мог заштопать порез. Одним словом, проявляли заботу о клиенте.
"Маршрутники" предпочитают трудиться в общественном транспорте, а "верхушечники", выражаясь баскетбольным языком, "работают на грани фола". Как видно из самого названия, эти ребята берут лишь то, что лежит на поверхности, буквально вырывают из рук. Их способ примитивен и граничит с самым обычным уличным грабежом.
"Медвежатники" - охотники на "крупного зверя", на сейфы. Они являются классными слесарями и на "ты" с замками самых различных конструкций. Некоторые из них выкалывали себе на руке изображение созвездия Большой медведицы. Однако таких специалистов с каждым днем становится все меньше.
"Домушники" по способу проникновения в квартиры граждан подразделяются на "слесарей", "форточников" и "ломовиков".
"Слесаря" - аккуратно отпирают входные двери ключами или отмычками. А "ломовики" предпочитают, соответственно, выламывать двери. И используют они для этого самые разнообразные приспособления. Но чаще, конечно, фомку, то бишь подобие обычного гвоздодера. "Форточникам" же, кроме мешка для добычи, ничего не нужно. Эти попадают в квартиры через окна. В "форточники" почти всегда идут люди маленькие и худые.
Поэтому, обнаружив у вашего холодильника посреди ночи худосочного субъекта, знайте - это и есть "форточник". Почему-то обычно они начинают осмотр жилища именно с, так сказать, закромов. Может, потому, что они худые и хотят есть? Неизвестно. Наш консультант не смог дать по этому поводу никаких пояснений.
- Раньше, - вздыхает Рустем, - мы ездили на "гастроли" по всему Союзу. Теперь же ездить - себе дороже. Все поделено, и на чужую территорию лучше не соваться. Сейчас воровская масть в Алматы пополняется за счет сельских подростков. Они приезжают целыми бригадами и "бомбят" крупные рынки южной столицы. Воровать они не умеют и только позорят профессию... (Караван, №18, 03.05.2002, Олег ГУБАЙДУЛИН, Максим ЗОЛОТУХИН)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен