16.11.2002 00:00, Тверская область
5303
Вече Твери
Тема наркомании, наркомафии и борьбы с этими гидрами современной цивилизации в общественном сознании прочно связана с двумя другими бедами российской демократии - коррупцией и бессилием власти противостоять хоть какому-нибудь злу. Особенно четко эта реакция проявилась во время недавних трагических событий в Москве, когда проблемы терроризма, межнациональных отношений и наркотрафика вдруг соединились в одном конкретно взятом субъекте необъятной Федерации. Субъектом, сиречь логовом врага, была объявлена Тверская область. Центральные средства массовой информации с подачи компетентных анонимных органов запустили в оборот чуть ли единственную на сегодняшний день версию того, как чеченские боевики очутились в центре столицы: а) бандиты собирались с силами на базах в Тверской области, б) подъехали к театральному центру на машинах с тверскими госномерами, в) акция состоялась благодаря деньгам тверских чеченцев, контролирующих поставки тяжелых наркотиков в Москву. На встрече с начальником отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) УВД Тверской области Владимиром КИСЕЛЕВЫМ вопрос о чеченской наркомафии, разумеется, был первым.
- Если бы хоть одно из обвинений, прозвучавших в московских газетах, подтвердилось, заверяю вас, ни я, ни начальники УВД и УФСБ уже не работали бы на своих должностях. К нам приезжали представители МВД, которые проверяли информацию о причастности тверских наркоторговцев к теракту в Москве. Нет такой связи. Наоборот, существует в Тверской области постоянная проблема поставки наркотиков из столицы. Кроме того, специфика работы нашего подразделения предполагает самое тесное взаимодействие с коллегами из Федеральной службы безопасности. Мы получаем от них оперативную информацию, передаем им свою, проводим совместные мероприятия. Статьи в московских газетах мажут черной краской всех без исключения, что волей-неволей наводит на мысль о сознательной попытке направить общественное мнение в сторону от неприятных вопросов, в адрес тех, кто напрямую отвечает за безопасность и порядок в Москве. Что касается чеченцев - среди них есть наркоманы, среди них есть и наркодилеры, которые тесно сотрудничают с цыганской группировкой. Но у нас нет оснований говорить о каком-либо контроле над наркобизнесом со стороны тверских чеченских авторитетов и тем более о глобальном трафике тяжелых наркотиков из Твери в Москву. Более того, не буду называть район в области, но я доподлинно знаю, что там именно благодаря возможностям местной чеченской диаспоры вообще запрещен сбыт тяжелых наркотиков.
- То есть у чеченской общины больше полномочий, чем у вас?
- Я бы это назвал конкретной общественной поддержкой. Ее природа также конкретна. У одного из руководителей районной общины от передозировки умер сын. О горе влиятельного отца и его решении быстро узнали торговцы наркозельем. В этом районе их пока нет.
- Общественная поддержка - это хорошо. Но вот президент национального антикоррупционного комитета Владислав Игнатьев в интервью "Известиям" не только связывает убийство своего заместителя Харламова с борьбой последнего "с чеченским наркотрафиком из Тверской области", но и заявляет, что работа его организации в Твери чрезвычайно затруднена.
- У нас в городе действует пейджер антикоррупционного комитета. За восемь месяцев на него пришло 15 сообщений. Из них четыре, представляющие интерес. Почему г-н Игнатьев обижается на нашу область, лично мне непонятно. О том, что Харламов борется с тверской наркомафией, я узнал только из названной вами публикации. Мы с ним ни разу не встречались. Вообще, в деятельности федеральных общественных организаций с громкими названиями, на мой взгляд, очень много саморекламы и не так много реальной работы. Тем не менее мы всегда идем навстречу любым общественным инициативам. Нельзя сводить проблему наркомании только к работе органов милиции.
- Но и без вас эту проблему не решить. Если чеченцы не контролируют наркооборот в Тверской области, тогда кто у нас держит в руках этот жирный кусок криминального пирога? Неужели только цыгане?
- Не все цыгане, а те из них, кто изначально связан с преступным промыслом. Цыганская группировка является самостоятельной, профессионально подготовленной, разветвленной организацией, которая во многом определяет ситуацию со сбытом тяжелых наркотиков в нашей области. В начале 90-х годов цыгане переквалифицировались с мошенничества и краж на более выгодный наркобизнес. Они в полном объеме используют свои традиционные преимущества - мононациональный состав, высокую мобильность, асоциальность. Попытки взять цыган под контроль местных организованных преступных групп предпринимались, но безрезультатно. По некоторым сведениям, даже когда тверской вор в законе Коммуняй организовал похищение сына лидера цыганской общины, с тем чтобы заставить цыган отдавать ему долю с продажи наркотиков, ничего не вышло. Цыганская сеть обладает достаточными силами и средствами, чтобы действовать на рынке наркотиков независимо. Другая организованная сеть наркоторговли тесно связана с выходцами из Таджикистана и, в меньшей степени, из других южных республик бывшего СССР. Таджикистан, Афганистан - это основные исходные пункты поставки героина в нашу страну. Наркотики для большинства жителей этих государств - единственный источник существования. Слабость границ, либеральное до недавнего времени иммиграционное законодательство позволили за последние десять лет создать широкомасштабные каналы доставки героина во все регионы России. К переселенцам легально и нелегально приезжают родственники, односельчане, а по нашей терминологии, профессиональные наркокурьеры. В Твери кроме героина в последние годы широкое распространение получили так называемые синтетические наркотики - экстази, метадон, афитамин. Сбытом этого вида наркотических веществ также занимаются цыганские группировки, связанные уже не с Югом, а с Западом. Синтетические наркотики попадают к нам из стран Балтии.
- Наркотики уже в Твери, и что дальше? Имена, пароли, явки?
- Именно так. Реализация наркотиков налажена в соответствии со всеми правилами конспирации и оперативного прикрытия. Создана многоуровневая система дилеров. Мелкий торговец знает только одного посредника, у которого берет товар. Сам он, скорее всего, тоже наркоман и работает за дозу. Второй знаком только с третьим. Третий, как правило, добропорядочный семьянин, которого наркотики не интересуют, а нужны только деньги. Сбой на одном уровне не угрожает всей сети. Точки сбыта известны, но это не означает, что любой страждущий может подойти к дилеру и купить героин. Продают только по рекомендации постоянных клиентов.
- Вы сказали, что места сбыта известны, а вам известно, что в последнее время наркотики, большей частью синтетические, активно продают в тверских ночных клубах. Два маленьких вопроса. Вы можете повлиять на хозяев рестораций, где торгуют зельем? И второй вопрос практический. Какая сумма, запрашиваемая чадом на вечеринку, должна насторожить родителей?
- О ситуации в ночных клубах мы знаем, проводим мероприятия, задерживаем продавцов. Но место одного тут же занимает другой. А куда смотрит персонал, руководство клуба? По Закону "Об обороте наркотических и психотропных веществ", мы имеем право ходатайствовать о закрытии организаций, в которых зафиксированы случаи незаконного оборота наркотиков. Однако до сих пор (Закон принят в 1998 году. - С. П.) отсутствует правовой механизм реализации этой нормы закона. То есть мы просто ничего не можем сделать, кроме как провести разъяснительную беседу о необходимости совместной работы. Сколько давать денег на вечеринку? Наркотики, в том числе и "синтетика", - удовольствие дорогое, поэтому вполне обеспеченные родители должны задуматься, когда их ребенок просит "на прогул" сумму, эквивалентную 50 долларам. Одна таблетка "экстази" стоит 10 - 12 долларов, но одной таблетки для наркотического опьянения мало.
- Какие районы Тверской области наиболее поражены наркоманией? Сколько вообще у нас наркоманов и наркобаронов.
- Центр наркоторговли в нашем регионе, безусловно, Тверь. О кимрской проблеме, вы, наверняка, наслышаны. Наркотики распространяются в Вышнем Волочке, Торжке, Старице, Конакове. В Ржеве и Удомле оборот тяжелых наркотиков запрещен местными группировками. Мы не возражаем. Всего на нашем учете стоит порядка семи тысяч человек, причастных к незаконному обороту наркотических веществ. Из них пять тысяч наркоманов. Если в конце 90-х годов количество наркозависимых росло в геометрической прогрессии, прежде всего за счет несовершеннолетних, в прошлом году и в этом мы наблюдаем некоторое снижение числа наркоманов.Это вызвано как экономическими факторами - достигнут порог покупательского спроса, общественным воздействием - люди стали задумываться о будущем, так и нашей работой.
Есть официальные показатели. Тверской ОБНОН по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений занимает в России 8-е место. Тяжкие преступления в нашем правовом поле - это пресечение реализации наркотиков. В этом году мы раскрыли 514 таких преступлений. В целом по нашей сетке основных результатов работы мы 14-е в стране. Есть показатели косвенные. Если цена на наркотики растет, значит милиция работает. Известно, что отпускная цена на героин несколько лет остается стабильной, более того, события в Афганистане вызвали сброс на рынок большого количества дешевого афганского опия-сырца и героина. Тем не менее розничные цены неуклонно растут. Сегодня в Твери грамм героина стоит 1000 рублей, в прошлом году цена колебалась от 600 до 700 рублей. Мы делаем вывод, что у наркодельцов возросли накладные расходы, им труднее работать.
- Расходы на взятки? Не так давно за покровительство наркоторговцам был арестован начальник отделения ОБНОН Пролетарского района. Он тоже влиял на рост цен?
- В том числе. Я не назначал этого человека на эту должность, но мы владели информацией о его противоправной деятельности. Эта информация была доведена до руководства. В итоге он арестован, а ваш покорный слуга наказан в дисциплинарном порядке. Это жизнь. 60% сотрудников нашей службы имеют стаж работы в милиции меньше трех лет. Нам противостоят люди с огромным опытом организации наркотрафика и огромными деньгами. Я слышал от дилеров, которых мы взяли с поличным, суждения - мол, ну и что арестовали, ну посижу я семь лет в зоне, но я знаю, что мне и там будут помогать и мою семью будут поддерживать. Практика подтверждает оптимизм торговцев наркотиками. Ваша газета еще в прошлом году сообщала о задержании азербайджанца-наркокурьера с тремя килограммами героина. Это была сложная многоходовая операция, и я чисто профессионально горжусь тем, как она была проведена. В этом году состоялся суд. Наркокурьер был приговорен к трем годам лишения свободы условно. Знаете, досада - это самое слабое определение чувств, которые испытали мои сотрудники, узнав об этом судебном решении.
- Значит, мафия бессмертна?
- Я знаю, что цыгане очень внимательно следят за обсуждением в Думе законопроекта об ужесточении ответственности за торговлю наркотиками. Предлагается к этому типу преступников применять высшую меру наказания. Бароны рассуждают примерно так: если закон будет принят, пожалуй, лучше вернуться к мошенничеству. Смерти боятся все.
- Вы служите в ОБНОНе с первых дней создания подразделения. Вы встречаетесь с наркоманами с 10-летним стажем?
- Я встречаюсь и с теми, кто начал принимать наркотики еще 30 лет назад. Но и тех, и других в живых остались единицы. Вчерашний пэтэушник промышляет квартирными кражами, чтобы заработать на "дорожку" героина (по нашим оценкам, 70% краж и ограблений приходится на наркоманов). Студенты и предприниматели, воры в законе, например, известный авторитет Север и даже чиновники - героиновая воронка засасывает всех. Кстати, то же относится и к любителям так называемых "легких", синтетических наркотиков. Если из названных мною пяти тысяч наркоманов хотя бы 5% смогут избавиться от наркозависимости, это будет очень оптимистический результат. Но среди наркоманов нет оптимистов.
Вместо эпилога. 12 ноября в 19.45 сотрудники ОБНОН задержали у дома N24 по Волоколамскому проспекту двоих безработных жителей Твери, сбывавших 0,0653 г героина. Возбуждено уголовное дело. (Вече Твери, 16.11.2002, №210)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен