10.02.2003 00:00, Тверская область
7387
Тверская жизнь, Тверь
Известная в Кимрах бильярдная около городского рынка с начала февраля пустует. Известна она прежде всего как излюбленное место отдыха местных "авторитетов". После целой серии громких убийств "авторитеты" предпочитают в городе не появляться. Некоторые в спешном порядке покинули район. И как показали последние события, осторожность эта не излишняя. В минувший четверг около восьми часов вечера на автобусной остановке по улице 50 лет Октября восемью выстрелами (по четыре на брата) из ПМ и автомата Калашникова были убиты смотрящий за кимрским общаком Вадим Кукушев и его телохранитель Владимир Крылов. Кто следующий?
Этот вопрос во время своего визита в Кимры я слышал не раз. И местные предприниматели, и местные братки ломают головы, пытаясь отыскать какую-то связь во всех шести убийствах и одном покушении, случившихся за последние три месяца.
В середине ноября был застрелен самый известный в городе предприниматель - генеральный директор ЗАО "Корунд" и руководитель фонда по борьбе с наркотиками Размик Саркисян (в прошлом учредитель и владелец кимрского ликероводочного завода "Дружба"). Застрелен около восьми часов вечера прямо у собственного офиса, где сидел в автомашине заместителя главы района Зайцева, вместе с ним и еще одним замом Ириной Паленовой, очередью в упор через затемненное боковое стекло.
В последнее время фирма Саркисяна активно занималась строительством. ЗАО "Корунд" принадлежит новостройка многоквартирного элитного дома в центре города, известная в народе как "Дом Саркисяна". К тому же накануне убийства в администрации района как раз при участии Зайцева и Паленовой Саркисяну удалось заключить весьма выгодный контракт на ремонт одной из сельских школ на сумму в 900 тысяч рублей (по некоторым оценкам, этот контракт никак не тянул больше 300 тысяч).
Через два месяца, в середине января, один за другимбыли убиты ранее судимый Сергей Варламов, предприниматель Виталий Першин и совершено покушение на Эдуарда Велюрова, неофициального хозяина городского рынка и официального владельца уже упоминавшейся нами бильярдной. "Джип" последнего был изрешечен автоматными очередями на дороге в поселок Белый Городок, но сам Велюров чудом остался жив.
Сергей Варламов известный в городе под кличкой Варлам собирал дань с вьетнамских рядов на городском рынке и нескольких ларьков. Он был застрелен из ПМ в два часа ночи у автобусной остановки, расположенной недалеко от единственного в городе казино и местного элитного клуба "Магнит". Виталий Першин, убитый несколькими днями позже, был как раз одним из совладельцев "Магнита", где вечерами собирались городская золотая молодежь и даже "тинейджеры" из печально известного цыганского табора.
Першин также владел почти половиной городского таксопарка и, по информации из конфиденциальных источников, контролировал бригаду, занимающуюся угоном и перепродажей автомашин.
Но, пожалуй, наибольший резонанс в городе и недоумение в определенных кругах вызвало совершенное все с той же дерзостью 30 января убийство одного из крупнейших и преуспевающих местных предпринимателей, директора ЗАО "Кармен" Гранта Кочаряна, незамеченного в связях с криминалом. В доприватизационные времена Кочарян занимал весьма заметное и влиятельное положение – директора Кимрского горторга. На заре приватизации одним из первых в городе создал акционерное обществ: АО "Елена" объединило сеть продовольственных магазинов. Его последнему детищу - ЗАО "Кармен" принадлежал самый лучший магазин в городе - трговый центр в Савелове. Незадолго до убийства Кочаряна ЗАО "Кармен" выиграло и конкурс, объявленный городской администрацией, на благоустройство прилегающего к торговому центру стихийно возникшего мини-рынка.
Во дворе своего торгового центра Кочаряна и был убит. Около семи часов вечера он поставив свою машину в гараж, расположенный за торговым центром, и стал запирать дверь. Тогда и раздались выстрелы. По рассказам очевидцев, мужчина небольшого роста стрелял из пистолета почти в упор. Затем запрыгнул в поджидавшую его за ларьками "девятку" и был таков.
При осмотре на теле Кочаряна было обнаружено четыре огнестрельных ранения: два в живот, одно в спину и одно в затылок, а на месте происшествия - и гильзы от пистолета Макарова.
На гражданской панихиде по Кочаряну, во Дворце культуры имени 40 лет Октября было замечено много гостей из Москвы, в основном армян. По дороге на кладбище автомобильный кортеж растянулся почти на километр. Поговаривают, что представители московской армянской диаспоры поклялись на могиле отомстить за смерть Гранта.
Нынешний кимрский отстрел по количеству убийств и характеру огнестрельных ранений напоминает случившийся здесь два года назад. Тогда появился в Кимрах свой Робин Гуд - мелкий предприниматель с криминальным прошлым Алексей Мальков, с сентября 1999 года и по сентябрь 2001-го застреливший одиннадцать душ. Причем открылось все совершенно случайно. Все убитые, ранее судимые, наркоманы, не имели ни постоянных семей, ни постоянного места жительства. Их никто, кроме бандитов, не искал. Местный участковый, гуляя в лесу недалеко от деревни Яковлево, вместо грибов обнаружил слегка прикопанный труп неизвестного мужчины с четырьмя огнестрельными ранениями. А через три недели после этого опять же в лесу недалеко от деревни Лахирево нашли еще четыре трупа с такими же ранениями. Вскорости задержанный по ориентировке при въезде в Дубну Мальков сознался еще в ряде убийств и даже согласился показать места захоронений. За что и получил как серийный убийца пожизненный срок.
Сам Мальков причины, толкнувшие его на смертоубийство, объяснял так: мол, надоело платить дань бандитам, и потому с оружием в руках пришлось защищать от угроз криминалитета себя и семью. Самым известным из убитых им бандитов был смотрящий по ДОКу (поселок Волжского опытно-экспериментального завода деревообрабатывающего комбината) Пташенков по кличке Птах.
"Очистив" город от одной из уголовных бригад, в сложившейся криминальной ситуации "санитар" Мальков ничего не изменил. В приватных беседах местные предприниматели признают, что и как два года назад, так и нынче за право заниматься бизнесом на кимрской земле платят все. Только вот "крыша" может быть разной. У одних - "синяя" (уголовная). У других - московская. У третьих - "красная" (ментовская).
Нынешние же убийства, как отмечают все, носят показательный характер. И при этом, говоря военным языком, напоминают выверенные, точечные удары. Убивают людей известных и в устоявшемся за годы разделе сфере влияний - ключевых. Крепкие связи с мощной армянской диаспорой в Москве имели Саркисян и Кочарян. Они не были бандитами, занимались только бизнесом, но, имея такое сильное покровительство в столице и влияние в городской и районной администрациях, могли контролировать строительство (Саркисян) и торговлю (Кочарян).
Варламов, Велюров, Першин, Кукушев были тесно связаны с вором в законе Тамазом Окропиридзе по кличке Томик, поселившимся под Кимрами в деревне Клетня почти десять лет назад. Коронован он был еще в 1969 году. По оперативным данным, именно Томик контролирует в Кимрском районе наркоторговлю и поставлен смотрящим по Центральной России. Под авторитетным крылом вора в законе местные бандиты десятилетие, не опасаясь наезда иногородних группировок, собирали в городе и районе свою дань ("на воровской общаг"). Присматривал "законник" и за еще одним исконно воровским "бизнесом" - угоном и перепродажей автомашин (Першин).
Но за последнее время Тамаз Окропиридзе несколько подрастерял свой авторитет. Год назад при проведении совместной операции Московского РУБОПа, Тверского управления ФСБ и местной милиции Окропиридзе был задержан на квартире у одного из своих знакомых. При обыске у него изъяли 0,4 грамма героина и предъявили обвинение по статье 228 ч.1 УК РФ (хранение наркотиков). Однако вскоре Томик был отпущен на свободу.
Это скорое освобождение, но больше всего информация (может, и специально запущенная) , что Окропиридзе нарушил один из неписаных воровских законов и сам сел на иглу, "подмочили" его репутацию.
Ослабление "хозяина" и могло послужить поводом для криминальной войны. Все, и местные предприниматели, и братва, сегодня едины в одном: в городе появились новые игроки, устанавливающие свои правила, причем впервые за многие годы это чужие. Но пока, как известно, никаких заяв (требований) от заказчиков отстрела не поступало. Правда, незадолго до покушения на Велюрова ему "забивали стрелку" якобы "тверские". По нашим данным, в Кимры приезжало автомашин десять с боевиками. Один из приезжих назвался именем известного "авторитета" Твери. Переговоры в тот раз закончились ничем.
Кимряки в большинстве своем ко всем этим убийствам отнеслись спокойно. Хватает и других несчастий и бед. "Богатых и бандитов отстреливают, а нам - нищим - бояться нечего" - одно из самых распространенных мнений.
Тем временем "распространители наркотиков хулиганят, дерутся... нет покоя ни днем, ни ночью, - пишет одна из местных жительниц. - Они нигде не работают, а покупают дома, машины, пользуются бесплатно электроэнергией и газом, так как живут без прописки. ...Для простодушного жителя Савелова один выход – это торговля наркотиками, что развращает нашу молодежь, наше будущее, и в результате - воровство, разбой, убийства..."
Забирая вещи из гостиницы, обратил внимание на памятник Ленину рядом со зданием кимрской прокураты и суда. Памятник похож на огромную виселицу. На указывающую в "светлое коммунистического будущее" левую руку кто-то умудрился надеть белый провод - в виде петли...
Постскриптум
Пока идет расследование, правоохранительные органы Кимр воздерживаются от исчерпывающих комментариев по поводу ситуации, сложившейся в городе. Не подлежит сомнению однако тот факт, что все убийства относятся к разряду дерзких и демонстративных, тщательно спланированных и рассчитанных на внезапность. Неоспорима также великолепная осведомленность преступников о местонахождении жертвы. Они появлялись именно в "нужное" время в "нужном" месте.
Основная версия - передел сфер влияния, собственности. Но что бы там ни было, разборки не по закону, а по понятиям идут за капитал.
Слухи о том, что в Кимрах "орудует" маньяк, отвергаются сразу, поскольку убийства "выборочные", громкие для маленького городка. Правда, не совсем понятно, по какому сценарию происходит отбор жертв. Охота идет не только на местный криминалитет, но и на крупных предпринимателей. На всякий случай в ожидании "кто следующий" притихли и те, и другие.
Пока трудно сказать, откуда дует ветер. Это и многое другое предстоит выяснить правоохранительным органам. Делать какие-либо выводы на этот счет рано.
Наша газета будет следить за развитием ситуации в Кимрах. (Тверская жизнь,11.02.2003, №25 (25.156), Павел ЛОСЕВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен