05.06.2003 00:00, Татарстан
5266
Россiя, Москва
На скамью подсудимых сядут 16 лидеров и наиболее активных членов опасного преступного сообщества, на кровавом счету которого – 24 убийства
Известное на всю Россию криминальное сообщество «Жилка» возникло в конце 80-х годов на территории казанского поселка Жилплощадка. Возглавил банду Хайдар Закиров по кличке Хайдер. В начале 90-х мафиозная организация, в которой к тому времени было несколько сотен человек, считалась одной из самых влиятельных группировок страны. Казанские бандиты имели устойчивые интересы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Севастополе, контролируя крупнейшие банки и предприятия, включая некоторые производства АвтоВАЗа, практически весь север Москвы, в том числе речной порт со складами, нефтяными терминалами, заправками, ресторанами и магазинами, а также Невский проспект и морской порт в Петербурге. Ничего сделать с Хайдером и его людьми не могли даже питерские «тамбовцы», у которых главарь «Жилки» любезно интересовался, предпочитают они быть расстрелянными или взорванными.
Беда подстерегла «Жилку» с неожиданной стороны: началась конфронтация с другой казанской бандой, более известной как «Дракон». По подсчетам правоохранительных органов, к деятельности обоих сообществ тогда были причастны более 7 тыс. человек. За 1994–1996 годы «Жилка» потеряла более 80 бойцов. Жестокое противостояние прекратилось после того, как в 1996 году в Санкт-Петербурге расстреляли Хайдера. Обескровленная войной «Жилка» развалилась на самостоятельные группировки и полностью потеряла позиции в Перми. Значительно потеснили казанских братков в Санкт-Петербурге и Москве.
Убийства, аресты, зачистки
А вскоре за «жилковских» взялись и правоохранительные органы Татарии. Начались аресты. Среди задержанных оказались как лидеры группировок, входящих в состав сообщества, так и киллеры, поскольку «Жилка» уже давно прославилась в криминальных кругах России как исполнительница заказных убийств. Весной 2002 года арестантам были предъявлены обвинения в организации преступного сообщества, 24 убийствах, покушениях, вымогательствах и других преступлениях.
Так, согласно материалам следствия, в 1995 году группировка ликвидировала казанского вора в законе Виктора Михайлова по кличке Амбал. Освободившийся из мест заключения Амбал собирался поставить на место Хайдера, которого считал «бандитом с большой дороги». Не успел Амбал вернуться в родной город, как «Жилка» организовала покушение на конкурента своего авторитета. Оно оказалось неудачным, Амбал остался жив, но попал в больницу. Тогда в палату ворвались двое убийц, переодетых в форму спецназа, и расстреляли вора в законе вместе с его женой из автоматов.
Весной 2000 года в Орске (Оренбургская область) казанские киллеры застрелили Геннадия Хватландзия по кличкам Гена-зверь и Абхазец. Он входил в ближайшее окружение авторитетного московского предпринимателя Отара Квантришвили. Его заказала одна из конкурирующих группировок. С помощью спецаппаратуры «жилковские» бандиты подключились к мобильному телефону Абхазца, установили его местонахождение и, несмотря на усиленную охрану, застрелили.
Наследили они и в Ростове-на-Дону, расстреляв в сентябре 2000 года президента ассоциации местных корейцев адвоката Олега Кима, который, по оперативным данным, совмещал юридическую и общественную деятельность с лидерством в местной криминальной этнической группировке. Ким передвигался лишьв сопровождении вооруженных телохранителей, а район, где он жил, охранялся милицией. У офиса Кима встречала охрана, а в тот момент, когда он подъезжал к крыльцу, мимо всегда проезжала милицейская машина. Сложности «жилковских» не остановили. Адвокат был застрелен, когда вылезал из своего «Мерседеса». Вместе с Кимом погиб и его охранник.
Помимо криминальных авторитетов, «жилковские», как полагает следствие, выполняли заказы на устранение коммерсантов и руководителей предприятий. Так, в начале 1999 года они совершили нападение на заместителя директора «Казанского завода СК им. Кирова». Директора подкараулили на лестничной площадке жилого дома и насмерть забили металлическими прутьями. С места преступления бандиты унесли папку с важными документами о поставках синтетического каучука.
Киллеры «Жилки» активно чистили и собственные ряды. В 1998 году застрелили одного из основателей банды и друга Хайдера Александра Навалова по кличке Навал. Только-только освободившийся из колонии, где отбыл 10-летний срок, Навал собирался объединить казанские группировки и готовился к коронации в воры в законе при поддержке авторитетов Москвы, Петербурга, Иркутска и Южно-Сахалинска. Но новые лидеры «Жилки» испугались конкурента, так что на свободе он прожил всего несколько месяцев.
Последнего из экс-лидеров группировки, преемника Хайдера Ислама Галимзянова по кличке Исламей, также убили, едва он вышел из Свияжской колонии, где отбывал срок за вымогательство $2 млн. Примечательно, что сначала был застрелен брат его жены, который пользовался автомашиной Ислама и был очень похож на него. Через какое-то время ошибка была исправлена. К машине Галимзянова, ожидавшего приятеля в людном дворе, подошел мужчина в торжественном чер ном костюме при галстуке-бабочке и в упор расстрелял авторитета.
Сейчас «жилковские» знакомятся с материалами обвинения. По закону они могут изучать их сколь угодно долго. Вот казанские упыри этим и пользуются, поскольку в родном СИЗО все же комфортнее, чем в колонии пожизненного заключения на острове Огненный в Вологодской области или в «Черном дельфине» под Оренбургом.
Кафиль Амиров, прокурор республики:
– В чем изюминка опыта Татарии по сравнению с другими республиками? Три года назад мы решили, что не надо плестись в конце событий по фактам единичных преступлений. Наши оперативные службы настолько эффективно работают, что есть возможность предупредить преступление и даже взять все преступное сообщество. Не отделываться мелкими исполнителями, а «поднять» экономическую базу сообщества, взять тех, кто в госструктурах создает им крышу, и так далее. Например, по делу ОПС «29-го комплекса» из Набережных Челнов арестован бывший заместитель премьер-министра Удмуртии.
Работа на этом не закончится, и борьба с организованной преступностью будет продолжаться. К сожалению, это явление стало предметом изучения ученых юристов и социологов только в последние годы. До того считалось, что мафия где-то на Сицилии, в Японии, США. А у нас почвы для появления организованных преступных сообществ якобы нет. Ученым надо идти вперед вот в каком плане. Сейчас мы сгребем и почистим одну преступную группу. Допустим, «Хади Такташ». Вы можете, положа руку на сердце, сказать, что образовавшаяся пустота не будет занята другой преступной группой? Эффективность борьбы будет повышаться. Оперативники нарабатывают опыт. Они знают, что нужно для следствия. Следователи знают, как с меньшей потерей сил закрепить то, что нужно для суда. Татарские суды тоже знают, что Верховный суд России не поломает их приговор. Все это дает основание и уверенность полагать, что эффективность и накал борьбы с оргпреступностью будут повышаться.
Массированное наступление против организованной преступности прокуратура и МВД Татарии начали в 2001 году. С тех пор состоялись уже два судебных процесса: над знаменитым преступным сообществом «Хади Такташ» и одной из бригад ОПС «Перваки». По решению суда главари этих группировок до конца жизни просидят за тюремной решеткой, а их сообщники получили длительные сроки заключения. Переданы в суд материалы дел по обвинению ОПГ «Арск», члены которой специализировались на хищении нефтепродуктов. В настоящее время заканчивается процесс ознакомления с материалами уголовного дела членов группировки «29-й комплекс» из Набережных Челнов.(Россiя, 05.06.2003)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен