14.10.2004 00:00, Казахстан
14203
Литер, Алматы
Несколько лет назад мне довелось присутствовать на закрытом совещании глав министерств внутренних дел СНГ. Милицейско-полицейские генералы вели откровенный разговор о наболевших проблемах. Послушав, что творится на Кавказе, в Молдове, Украине, в соседних Киргизии, Узбекистане, России, невольно начинаешь понимать, что «оперативная обстановка» в Казахстане и впрямь спокойная, а казахстанский воровской мир не самый многочисленный и беспредельный.
«Если в России количество законников близится к тысяче, то у нас коронованных воров всего трое: Бикен, Маймыш и Серик-Голова. — в 2001 году в интервью журналу «Казахстанская полиция» заявил начальник управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Алматы Сарсен Кожахметов. – Да и эти особой погоды на криминальном небосклоне не делают».
Спустя три года ситуация несколько изменилась: в России воров стало еще больше, а в Казахстане – еще меньше. Бикен погиб под колесами «КамАЗа», а Голова прославился как герой скандального «кино», из-за чего лишился cвоей короны. Остались лишь Леха Маймыш семипалатинский да грузинский «гость» — вор в законе по кличке Дато. Если Леха Маймыш – личность известная, его имя то и дело проходит по оперативным сводкам полиции, то «грузинский гость» — темная лошадка; в досье МВД информация на него крайне скудна.
Дато родился в 1960 году в Тбилиси. Его отец, Элгуджи Читрикашвили, вряд ли мог подумать, что сын вырастет и сделает себе криминальную карьеру, несколько лет проведет в колонии строгого режима. Как утверждают в полиции, Дато – вор старой закалки. А это значит, что он чтит и воровские законы. Упрощенно воровской устав звучит так: вор не должен служить в армии, работать, иметь семью, сотрудничать с властями, должен зарабатывать на жизнь, совершая преступления, вносить долю в общую кассу, воспитывать молодежь в духе воровских традиций, следить за порядком в колониях, не допускать беспредела.
В Казахстане Дато появился в период окончательного развала Советского Союза. На тот момент он был уже коронованным. Сейчас мало кто помнит, какая нелегкая занесла его в Казахстан: приехал по собственной ли воле, искал здесь убежище или был направлен сюда по «путевке» воровской сходки? Ясно одно: Алма-Ата понравилась «горячему парню». Здесь теплее и сытнее.
Дато можно понять: в Грузии воровской короной никого не удивишь, за определенную сумму ее может купить любой желающий. Там этого добра как грязи. По утверждению полицейских, в одном Тбилиси воров в законе больше, чем во всей России, соответственно и конкуренция высока. Другое дело в Казахстане…
Выбирая новое место жительства, Дато не учел одной важной детали: Казахстан, несмотря на то что в советское время здесь было сконцентрировано огромное количество лагерей «союзного значения», никогда не имел таких богатых преступных традиций, как Россия. Любой оперативник может подтвердить: в криминальном мире республики гораздо влиятельнее лидеры организованных преступных групп, нежели воры в законе.
...В начале 90-х годов Дато поселился в престижном районе Алматы — в посольском городке «Баянаул». Вор в законе водил дружбу с послами и консулами. Его часто видели на светских раутах. Такой антураж вводил в заблуждение не только оперативников, закрадывались сомнения — а не выдумки ли рассказы про коронованную особу. Но перехваченные в колониях «малявы» и откровения задержанных криминальных авторитетов подтверждали: Дато – настоящий вор в законе.
— Мы делали запрос в МВД Грузии, — рассказывает оперативник Руслан К. – В ответ приходили лишь отписки, дипломатически корректные и немногословные. Тогда мы выдвинули версию, что Дато – родственник кого-то из работников грузинского представительства. Понимаете, для нас он вроде бы есть, но в то же время его нет. Живет в Казахстане лет 15 и все это время – на нелегальном положении. В криминальном мире веса не имеет. Реального бизнеса в Алматы и Казахстане у Дато нет. Его авторитет поддерживается исключительно его короной. Не более. Он может быть при ком-то. Например, при Серике-Голове. На воровских сходках последнее слово не за ним, там его статус – советник.
По словам полицейских, Дато и Серика-Голову объединяла одна общая проблема: оба давно сидят на героине. За эту слабость якобы Дато вызывали на ковер в Москву. «Коллеги» требовали, чтобы вор прекратил травить себя зельем. Дато клялся и божился, что будет лечиться, обязательно завяжет… Но, увы, наркотик оказался сильнее обещаний вора в законе. (Литер, Алматы, 14.10.2004, Иван ПЕРТОВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен