28.10.2004 00:00, Рязанская область
6923
Вечерняя Рязань
ВажнякДмитрий Плоткин - старший следователь по особо важным делам Рязанской областной прокуратуры. Важняк. Сегодня его называют легендарным. Ему благодарны тысячи рязанцев, освободившихся от постоянного кошмара. Те, для кого вынужденные контакты с представителями различных "крыш" обернулись страшными трагедиями - потерей близких, родных, любимых. Потерями невосполнимыми.
Легенда - это предание о чудесном событии. Для людей любого уровня бизнеса, только зарождавшегося в 90-е годы, отсутствие "крыш" и всего того, что с ними связано, показалось бы несколько лет назад настоящим чудом.
К началу нового столетия обстановка изменилась. Предприниматели, да и любой рязанец, сегодня, к счас тью, могут говорить в прошедшем времени о той кровавой драме, которая разыгралась на Рязанщине в 90-е. Интерес к тем событиям достаточно велик по целому ряду причин. Не будем пока перечислять их. Договоримся лишь считать их актуальными, а значит, полезными для понимания проблем дня сегодняшнего и, безусловно, завтрашнего.
Итак, наш собеседник - ДМИТРИЙ ПЛОТКИН.
Н.КИРИЛЛОВ: Дмитрий Матвеевич, совсем недавно закончилось слушание дела по айрапетовской группировке. Вынесен приговор. Окончился определенный этап работы. В целом как Вы оцениваете ее итоги?
Д.ПЛОТКИН: Прежде всего необходимо понимать, что почти все, кто проходили по этому делу обвиняемыми, - это лица, которым мы вменяли порядка десяти преступлений. В ходе судебного заседания были случаи, когда одно-два преступления у кого-либо из преступников могли, условно говоря, "отлетать".
Порой даже не потому, что не совершались. К примеру, "вышли" сроки давности, потерпевшие погибли, нет свидетелей и т.д. Что-то "отлетало". Но, в целом, осуждены были все. Главное, получили "по заслугам" лидеры группировок, те, кто терроризировал народ".
Я думаю, читателям "Вечерней Рязани" будет интересно узнать о некоторых эпизодах прежде всего айрапетовского дела. А если говорить об особенностях этой банды, то одной из первых я назову жестокость и бесчеловечность многих членов айрапетовской группировки.
Кровавый Дьявол-ЧикатилоНевысокого роста, щуплый парнишка, совсем, в общем-то, молодой. Уже в свои 23-24 года от роду имел богатейший послужной список убийств, наездов, взрывов, осмелившийся нарушить даже неписанный воровской коме.
Чикатило - это Руслан Пронов, закончил вместе со своим братом одну из рязанских школ, занимался борьбой. Как говорится, "так уж случилось", и попал вместе с братом в одну из айрапетовских бригад. Спустя некоторое время даже его "коллеги" характеризовали его как одного из "самых отмороженных киллеров".
Отсюда и соответствующее прозвище. Он не брезговал никакими заказами. Границ беспредела не существовало. Как доказали впоследствии рязанские сыщики, именно Чикатило и выполнил заказ по убийству ярославского вора в законе Юрия Почиашвили. Однако первоначально за это убийство сидел совсем другой человек, а Чикатило, получивший за выполнение заказа от руководства айрапетовцев новенький "Крайслер", разъезжал по Рязани, продолжая свой кровавый марафон.
Заказ на вора в законеУбийство ярославского авторитета, вора в законе Юрия Почиашвили случилось прямо в канун новогодних праздников, 31 декабря. Утром перед домом, где он жил, появилась группа молодых ребят. Проживавший рядом начальник Ярославского уголовного розыска Ржов видит незнакомцев, когда проходит мимо. Затем милиционер обращает внимание на эту же группу, которая все продолжает "кого-то ждать", когда выходит вытрясти половики. "Ну стоят себе и стоят. Не пойдешь же ни с того ни с сего документы проверять", - подумал Ржов. Вернулся домой и услышал выстрелы. Бросился к окну и увидел эту самую группу, покидавшую место преступления.
Вор в законе, Юрий Почиашвили, вышел из дома вместе со своим 16-летним сыном и сел в "Мерседес". Неожиданно группа ребят, стоявших поодаль, приблизилась к машине. На лицах не было масок. Они открыли по машине огонь. Юрий Почиашвили скончался на месте, мальчик - чуть позже в больнице.
Почему Салавата в зоне не убили?Ярославские милиционеры начинают разрабатывать всех возможных местных киллеров. В их поле зрения попадает некий Салават М., задержанный за выполнение заказного убийства. Заказчицей этого убийства была гражданка Разова. Мотив банален и прост. Дамочка была недовольна поведением своего мужа, который то попивал, то погуливал, то еще что-нибудь вытворял. Однако человеком он был не бедным, и развод ничего перспективного не сулил бы, а напротив, мог и лишить гражданочку Разову хорошей и обставленной жилплощади. Одним словом, разводиться - не резон.
Думала дамочка, думала и решила заказать всего-то за 500 баксов своего "благоверного". Салават мужа Развой знал. Имел с ним даже какие-то денежные отношения - в долг давал. Зашел Салават к мужу, удавку накинул, ножиком для верности поработал. Труп потом прикопали. В общем, дело сделано. Однако вычислили Салавата. Призналась в заказе и Разова.
Что интересно, так это тот факт, что вот именно этого Салавата начинает узнавать во время следствия уже известный нам начальник Ярославского Угро Ржов, который обращает внимание на группу молодых людей, стоявших возле дома вора в законе в день его убийства.
Сказать, что Салават пережил ужас, когда узнал, что ему вменяют и доказывают убийство Ю.Почиашвили, вора в законе - значит ничего не сказать. Это означало, что отвечать Салавату за содеянное пришлось бы не только в соответствии с Уголовным кодексом РФ, но и с неписаным воровским кодексом. В соответствии с этим самым воровским кодексом авторитеты проводят свое собственное расследование. И если данные этого расследования совпадают с тем, что "накопали" милиционеры, прокуратура, суд, приговор может быть только один - смерть. Приговор в исполнение должен привести тот или те, кто вольно или невольно первыми вступят в контакт с убийцей, когда он появляется впервые в тюремной камере. Иначе их (его) объявят "приниженными" (т.е. "опустят" - прим. авт.) со всеми вытекающими последствиями. Если приговор воровски- ми авторитетами будет вынесен, а убийцу в это время отправят этапом в другую зону, то исполнить его должны будут те, кто вместе с ним идут по этапу. Если, к примеру, этап дойдет до зоны, а убийца вора в законе останется в живых, то весь этап будет объявлен "поганым". Убийца вора в законе должен быть убит в любом случае. Тот же, кто убивает убийцу вора в законе, несмотря на то, что ему по УК добавляют срок, живет в зоне, мягко скажем, очень хорошо. А точнее, пользуется всеми возможными благами и привилегиями.
Итак, Салавату вменили убийство Ю.Почиашвили, осудили, отправили в зону. Однако его никто не убивает. В убийстве Почиашвили ОН НЕ СОЗНАЕТСЯ. К нему приходит адвокат. Начинаются потоки жалоб: в суд второй инстанции, затем в Верховный суд, в Генеральную прокуратуру. В ответ - отказ за отказом. Даже Президенту Ельцину написал Салават: "Сижу, мол, неправильно, Борис Николаевич. Мужа Развой убивал, а вора в законе - избави Господи". Опять в ответ - отказ. Но дело было не в том, что отказывали в судах и прокуратурах, и у Президента, а в том, что Салават сидел. Никто его не убивал, никто его не прессовал даже. Сидит, себе да сидит – жалобы пишет. 5 лет уже сидит. Могли бы убить тысячу раз...
А у нас за это уже один сидитПочему его не убивают? А не убивают потому, что авторитеты, проводя свое расследование, пришли к выводам, прямо противоположным выводам Ярославской прокуратуры. Потому и не трогали Салавата. Не виновен был Салават в убийстве Почиашвили. К тому времени в Рязанской прокуратуре следственная группа Д.Плоткина выходит на ярославский след рязанского киллера из айрапетовской банды Чикатило. По мнению рязанских сыщиков, у них были все доказательства виновности Чикатило, В доказательной базе - масса деталей, которые могут свидетельствовать только непосредственные участники событий. Запрашивается Ярославская прокуратура. Приходит ответ: "А у нас за это уже один сидит...". Дело возобновляется по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд признает Салавата невиновным.
Рязанской следственной группе стоило больших трудов доказать виновность Чикатило. В это же время ведется разработка его рязанской деятельности. Убийства, убийства, взрывы... (Вечерняя Рязань, 28.10.2004, №43, Николай КИРИЛЛОВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен