12.11.2004 00:00, Мурманская область
7150
Вечерний Мурманск
Поселок Никель расположен в 210 километрах от областного центра. Добраться туда можно либо железной дорогой, либо на автобусе. Поезд "Мурманск-Никель", состоящий всего из трех допотопных вагончиков, тащится до пункта назначения со скоростью черепахи. На промежуточных станциях с диковинными саамскими названиями Нял, Маккет, Лоустари состав простаивает минут по 40. И иногда кажется, что до пункта назначения скорее будет пешком дойти. Автобус, несомненно, доставит в Никель быстрее. Но и у него есть свои недостатки. К примеру, стоимость автобусных билетов в четыре раза дороже, чем железнодорожных.
Печенгский район, в который входят Печенга, Никель, Заполярный и еще нескольких небольших населенных пунктов, начал активно развиваться в 50-60-х годах прошлого века. Тогда комбинат "Печенганикель" разворачивал свои мощности, и в этот заполярный "медвежий угол" стали съезжаться со всей страны люди, желающие заработать длинный рубль.
С началом перестроечной неразберихи все, кто имел возможность, уехали на Большую землю. Остались только те, кому ехать некуда или те, кто сердцем прикипел к суровому краю.
Живописным местом назвать Никель сложно. Вокруг хмурые серые горы, редкие чахлые лесочки и здание комбината с огромной трубой, торчащей прямо посреди поселка. К очагам криминальной напряженности Печенгский район не относится. Как и в любом другом месте, где развита горнодобывающая промышленность, здесь чаще всего происходят преступления, связанные с хищением производимого здесь ценного сырья.
Не в таких, конечно, масштабах, как, к примеру, в Мончегорске, давно снискавшем славу заполярного Чикаго. А еще в истории современной криминальной России Никель известен тем, что в свое время в этом поселке родился, а впоследствии и совершил несколько преступных "подвигов" уважаемый многими криминальными элементами ворвзаконе Степа Мурманский.
Из рабочей семьи"Вечерний Мурманск" уже рассказывал о недавнем задержании в Подмосковье этого "авторитета". И о том, что "законник" - наш земляк. Находясь в командировке в Печенгском районе, корреспондент "Вечерки" поинтересовался у районного прокурора Константина Колодежного, не припоминает ли н подследственного по прозвищу Мурманский. Несмотря на то, что прошло почти 20 лет, в архиве местного суда прокурор отыскал увесистый том уголовного дела, по которому в 1986 году Степан Николаевич Фурман, ставший потом известным Степой Мурманским, получил свой последний срок.
В материалах дела содержится информация начиная от рождения будущего "авторитета" до того момента, когда он покинул родной поселок и отправился отбывать 8 лет в колонии строгого режима.
Родился Степан Николаевич Фурман в простой рабочей семье, где был вторым сыном. В школе будущий "авторитет" учился в основном на тройки. Хотя учителя отмечали, что Фурман не лишен способностей, но недостаточно прилежен. Судя по характеристике, выданной педагогами, Степан приятелей среди одноклассников не имел, но крепко дружил с ребятами по двору.
"От звонка до звонка"В 1980 году Степа окончил школу и на лето отправился отдохнуть к своему старшему брату в Крым. Там и произошел случай, из-за которого Степан на 5 лет очутился в колонии. Как-то в компании своих сверстников он отправился на пикник. С ними была и 17-летняя студентка харьковского техникума. После вечеринки Фурман вызвался проводить девушку. Эта прогулка закончилась тем, что на следующее утро девица подала заявление в милицию об изнасиловании.
Первый срок Степан отсидел "от звонка до звонка". Начальство колонии было довольно его поведением. В характеристике, выданной Фурману по месту отбытия срока, записано, что Степан "много сделал для благоустройства колонии, изготовлял наглядную агитацию". А также говорится о том, что он положительно влиял на других осужденных и, судя по всему, встал на путь исправления.
Девушка не простилаЧерез пять лет, выйдя на волю, Фурман снова приехал к брату. На первых порах складывалось впечатление, что тюремная "школа" пошла ему на пользу. Степан познакомился с девушкой, которая согласилась быть его женой. Осенью собирались играть свадьбу. Накануне этого события молодой человек вернулся в родной Никель, где устроился на рудник учеником проходчика. Старшие коллеги отмечали, что Степан с желанием обучается навыкам рабочей профессии и в будущем может стать хорошим специалистом. Но этому не суждено было случиться, так как в декабре 1986 года 26-летняя учительница, приехавшая по распределению в Никель, сообщила в милицию о том, что к ней в квартиру ворвался неизвестный и попытался изнасиловать.
Точного имени своего обидчика девушка назвать не смогла, но показания свидетелей не оставили у следствия сомнений, что это был именно Степан. Его взяли под стражу. Поначалу подозреваемый полностью отрицал свою вину. В материалах дела хранится интересный документ - записка, которую Степа пытался передать из стен ИВС своей матери. В ней насильник со стажем просит родительницу пойти и умолить потерпевшую девушку забрать заявление. Послание до адресата не дошло. Его перехватили работники изолятора. Однако мать уже, видимо, по своей инициативе несколько раз ходила к потерпевшей. Не угрожала, а просто очень просила пощадить ее сына. Девушка осталась непреклонной. Второй приговор, вынесенный Степану, был суровей первого.
Отмотав срок, Степа в родной поселок не вернулся, обосновавшись поближе к столице. Однако своей малой родины он не забывал. Уже будучи известным в преступном мире России авторитетом, Степа Мурманский несколько раз наведывался в Никель.
P. S. Некоторые Интернет-сайты сейчас уверяют, что Степа поддерживает дружеские отношения с одним из кандидатов на пост мэра Мурманска. Правда это или нет, не известно. Хотя эти господа почти земляки (оба родом из Печенгского района), утверждать о том, что в прошлом их жизненные пути пересекались, не берусь. (Вечерний Мурманск, 12.11.2004, № 213, Ольга МИХАЙЛОВА)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен