16.03.2005 00:00, Ростовская область
6405
Седьмая столица, Ростов-на-Дону
Имидж Ростова-папы прилип к донской столице давно, еще в 20-30 годах прошлого столетия. Соответствует ли сейчас Ростов своему уже мифическому прозвищу? Как организованная преступность уживается на Дону с правоохранителями и политической властью, как они взаимно влияют друг на друга? Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти в своем исследовании криминального мира и противостоящего ему правоохранительного сообщества...
К мифам, кстати, надо относиться с уважением, ну или как минимум знать о них... Несколько лет назад на перрон славного города Ростова-на-Дону сошли две американки, которые решили посмотреть мир и отправились в кругосветное путешествие. В каких они только странах ни побывали к тому времени, чего только ни видели в разных городах мира, все было замечательно, экзотики хоть отбавляй... Довольные приключением американки прибыли в Ростов, но не успели сойти с поезда и оглядеться, как проглядели весь свой багаж! Кража и спустя десятилетия остается самым популярным преступлением в Ростове. Вот и не верь после этого мифам...
Преступники и правоохранители - две стороны одной медали. Не было бы одних, не существовали бы и другие. Одни преступления совершают, другие ловят, выносят приговор и исполняют наказание. Любопытно другое: как эти две стороны уживаются в одном городе, как профессионалы с одной стороны противоборствуют профессионалам с другой, как одна структура противостоит антиструктуре? Сколько преступников приходится на одного правоохранителя и наоборот? Как, в конце концов, соответствуют друг другу иерархические лестницы извечных противников?..
***
Сколько звезд на небе?
На сегодняшний день, по данным источника в областном управлении по борьбе с организованной преступностью, на территории Ростовской области постоянно действуют пять . Десять организованных преступных сообществ в Ростове и области. Численность профессиональных преступников на Дону, по разным оценкам экспертов , колеблется от 900 до 1200 человек. В этом разбросе любопытно, что минимальную цифру называют источники в милицейских структурах, максимальную же озвучили наши эксперты из других спецслужб, отслеживающих оргпреступность.
Непосредственно в Ростове-на-Дону действуют три преступных сообщества общей численностью более 500 человек, в других крупных городах области функционирует по одному, в редком случае два преступных сообщества численностью от 50 до 150 человек.
Для сравнения: по разным оценкам специалистов, в России действует свыше 1600 и приближенных к ним лиц - организаторов и руководителей преступного мира, 11 федеральных преступных сообществ объединяют 243 региональные преступные группировки общей численностью от 60 до 80 тысяч участников. Впрочем, точное количество звезд на небе мог сосчитать лишь Ходжа Насреддин, а точного количества организованно-преступных дивизий, на постоянной основе расквартированных в России, не знает никто.
Только в Министерстве внутренних дел существует несколько противоречащих друг другу методик подсчета бойцов криминального фронта, не говоря уже о других правоохранительных структурах.
***
В чем сила, брат?
Сообщества... Воровские семьи... Группы... Группировки... Оставим тонкости и различия формулировок юридической науке. Но одно определение все же надо дать - в этом материале речь идет о сложных иерархических образованиях, которые включают в себя как непосредственных исполнителей преступлений (отдельные группы, группировки), так и надстроечные структуры с контролирующими, охранительными и идеолого-управленческими функциями.
Ростовская организованная преступность придерживается, как правило, классической схемы. Руководящее звено сообщества состоит из лидера (его телохранителей) и группы наиболее приближенных к нему лиц, выполняющих функции так называемых советников по правовым, криминальным, экономическим и др. вопросам. Совсем не обязательно лидеру быть . Достаточно пользоваться беспрекословным авторитетом среди своих. В непосредственном подчинении сообщества находится сравнительно небольшое количество проверенных боевиков, используемых преимущественно для охраны, разрешения конфликтов с другими группировками, поддержания внутренней дисциплины. И все это является чрезвычайно сплоченным и высокоорганизованным. Чего не скажешь о более низших криминальных ступенях - отдельных группировках, которыми управляют бригадиры.
Последние, собственно, и общаются с непосредственными исполнителями тех или иных преступлений, разработанных ядром сообщества. Это отсутствие прямой связи между организаторами и исполнителями и породило ту ситуацию, что в Ростове лидеры преступных сообществ действуют практически легально (на вполне законных основаниях имеют какой-нибудь бизнес) - о них УБОПу известно если не все, то многое, но предъявить практически нечего...
Зато, по данным областного УБОПа, ростовские преступные сообщества не входят в федеральные и работают локально, контролируя лишь свой регион. По правилам, над криминальным миром Ростова должен стоять , но, как заверил начальник УБОПа полковник милиции Александр Фоменко, на данный момент это место вакантно. на Дону нет, хотя неоднократные попытки занять это место предпринимались, но успехом не увенчались. Вообще ростовские борцы с организованной преступностью невысокого мнения о тех, с кем борются. По их словам, ростовские воры, в отличие от московских коллег, особого влияния в стране не имеют. Сильных и влиятельных авторитетов, по данным УБОПа, в Ростове нет, так как немалая часть донских - , это когда авторитет не зарабатывается на зоне во время многочисленных отсидок, а просто банально покупается титул...
Однако не все эксперты согласились с данной оценкой. Полковник милиции, профессор РЮИ МВД России Данил Корецкий, в перерывах между беллетристикой профессионально изучающий преступный мир во всех его проявлениях, предостерегает от шапкозакидательства и объясняет отсутствие тем, что, скорее всего, пять выполняют эту обязанность каждый на своей территории, а общие вопросы решаются на воровской сходке. Есть также среди них те, кто пользуется большим авторитетом и к чьему мнению прислушиваются. Ростов - старый город с сильными воровскими традициями, здесь давно уже все поделено, различный беспредел сразу пресекается, это же касается и новичков, желающих отвоевать какую-то сферу или территорию - их на чужое просто не пускают. Этим, собственно, и объясняется отсутствие в Ростове бандитских войн и переделов.
Ну и, наконец, если бы организованная преступность на Дону действительно была слабой и невлиятельной, она не смогла бы выдержать конкуренции и экспансии криминала с остальных территорий страны. Ведь известно, как , , и прочие сообщества сменяли друг друга, контролируя те или иные российские мегаполисы и столицы, а противостоять им гораздо сложнее, нежели милиции, действующей преимущественно в правовом поле.
***
Маски-шоу
Практически все лидеры донских преступных сообществ уже давно легализовались, став примерными бизнесменами. Тем не менее, время от времени их пытаются привлечь к уголовной ответственности. Как ни парадоксально, но зачастую громкие аресты и задержания связаны с... кадровыми назначениями в милиции. Практически каждый вновь назначенный начальник областной милиции первым делом самых активных преступных лидеров.
Генерал-лейтенант милиции Алексей Белозеров прямо заявил , что до его назначения на Дон областной УБОП за плохую работу стоял на контроле у министра. Сейчас же это подразделение признано одним из лучших в России. .
И за словами начальника областной милиции уже стоят два демонстративно громких задержания в центре Ростова - с маски-шоу, лицом в мокрый асфальт и бескомпромиссным в своей жесткости СОБРом. Как пояснил Александр Фоменко, двоих ростовских воров в законе, Гагика и Агея, таким образом поймали с... наркотиками. Вот только одного даже не довели до суда - дело развалилось, а второму дали год условно, учитывая смягчающее обстоятельство – наличие малолетних детей. Как вы понимаете, истории с наркотиками были лишь поводами для разговора, оба задержанных проявляли на тот момент наибольшую активность, а один из них даже пытался стать над Ростовом. Вот генерал Белозеров доступными ему средствами, видимо, и пытался объяснить, что смотреть за городом будет лишь он один.
Кстати, по словам начальника УБОПа полковника Фоменко, несмотря на наибольшую заметность, такое явление в ростовском преступном мире, как , особой роли не играет, хотя в городе есть свои и .
***
Политическое влияние
В 2004 году на Дону, по данным УБОПа, было зафиксировано 847 преступлений, за которыми стояла организованная преступность. 200 из них - мошенничества, 47 разбойных нападений, 38 грабежей, 32 хищения, 12 фактов вымогательства, 6 случаев бандитизма и 6 убийств. В общем количестве преступлений (67 857), совершенных в Ростовской области за прошлый год, доля организованной преступности составила 1,2%. Однако столь малый процент не должен вводить в заблуждение.
Организованная преступность оказывает гораздо большее влияние на преступность в целом, нежели остальные 98,8%. Но более всего преступные сообщества опасны своим контролем над целыми отраслями торговли, производства, транспорта и предпринимательства. Кроме того, не секрет, что криминальные лидеры пытаются вторгнуться и в политику, лоббируя свои интересы.
Убийство мэра Таганрога Сергея Шило, убийства пятерых депутатов городской Думы Волгодонска - лишь видимые примеры воздействия криминала на власть. Причем воздействия безнаказанного.
Уже не раз донские чиновники разного уровня в интервью признавались, что им время от времени приходится иметь дело с криминальным миром. Олег Малышкин про свою бытность главой Тацинского района Ростовской области заявлял, что у него, .
Евгений Аесняк, мэр Азова, признавался, что и ему, . А Юрий Погребщиков, первый постсоветский мэр Ростова, даже признался, что в свое время на пике противостояния с казачеством .
Так что факты налицо: криминальный мир уже давно оказывает влияние на институты власти, когда опекой, когда давлением, а когда и контрольным выстрелом...
Кстати, один из экспертов привел довольно парадоксальный пример влияния власти (не милиции) на оргпреступность. Благодаря тому, что Ростовская область очень долгое время была для московского и прочего чужого капитала, и шальные московские деньги с не менее шальными не хлынули на Дон, местные преступные сообщества до сих пор остаются локальными и придерживаются старых правил, традиций и понятий, которые уже давно размыты в столице.
***
Око за око, зуб за зуб
И как на всякого киллера есть свой антикиллер, настала пора в противовес криминальной структуре показать правоохранительную. Возможно, вы будете смеяться, но в милиции Ростовской области наивысшие руководящие должности занимают 5 генералов, все совпадения, как говорится, случайны...
Всего с преступностью от МВД на Дону борются 20 800 человек. Помимо милиции, около тысячи человек - прокуроров и прокурорско-следственных работников во главе с областным прокурором - осуществляют государственный надзор за соблюдением законности. И, наконец, 768 мировых судей и судей районных, городских и областного судов выносят свои приговоры. Еще около 6 ООО человек работает в системе исполнения наказания ГУИН и стережет преступников. Итого почти 30 тыс. человек мобилизуют свои силы, дабы искоренить преступность, в том числе и организованную.
За прошлый год в Ростовской области было совершенно 67 857 различных преступлений, из которых раскрыто больше половины. Львиную долю составляют кражи - их зарегистрировано 29 806. Потом идут грабежи, незаконный оборот наркотиков и убийства (580 за год).
Всего за год за те или иные преступления или по подозрениям в их совершении было задержано примерно 70 тыс. человек. В том числе ликвидировано три преступные группировки и 11 мелких организованных групп, примерно 280 профессиональных преступников привлечено к уголовной ответственности.
На сегодняшний день в тюрьмах Ростовской области содержится примерно 17 тыс. человек, кстати, как сообщил источник в ГУИН, среди них нет ни одного . Еще 16 тыс. человек состоят на учете - те, кто получил условный срок либо досрочно освободился.
Каждый год осуждают около 5 200 человек. 53% заключенных судимы неоднократно. Самый распространенный срок, который отбывают 40% осужденных - от 5 до 10 лет. И удалось вывести любопытную цифру - за прошлый год суммарный приговор, который вынесли донские судьи, превысил 39 тысяч лет!
Что касается соотношений, то на одного правоохранителя на Дону приходится по одному осужденному и по 2,5 задержанных.
Не совсем корректно проецировать всю милицейскую структуру на оргпреступность, но тем не менее... На одного профессионального преступника приходится почти 30 правоохранителей.
В качестве концовки приведем любопытный разговор, состоявшийся между автором и офицером милиции. На вопрос о том, чей это черный джип ездит по Ростову с синими номерами 0101 61 региона, уж не генерал ли Белозеров сменил служебный автомобиль, офицер ответил:
- Не обязательно, вполне возможно, он принадлежит кому-то из бандитов. Я даже догадываюсь, кому...
- Ну а номера-то служебные?!
- Что за проблема? Синие милицейские номера стоят в Ростове 2000 долларов... (Седьмая столица, Ростов-на-Дону, 16.03.2005, №009-010, Ксения Чкалова, Михаил Фрязин)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен