18.03.2005 00:00, Москва
10243
Газета, Москва
Начался суд над членами некогда грозной группировки
В Мосгорсуде началось слушание 84-томного уголовного дела в отношении боевиков ореховско-медведковской преступной группировки. 11 членов ОПГ, в том числе лидер Олег Пылев, обвиняются в 18 убийствах, бандитизме, похищениях и вымогательствах.
Среди наиболее громких преступлений, инкриминируемых второй партии "ореховско-медведковских" (о приговоре первым 13 участникам банды ГАЗЕТА сообщала в мае 2004 года), - убийство в 1997 году в Греции Александра Солоника и его подруги Светланы Котовой. В совершении этого преступления обвиняется штатный киллер банды Александр Пустовалов (Саша Солдат), который уже получил 22 года лишения свободы. Вчера был допрошен первый подсудимый - Владимир Грибков.
Две клетки для подсудимых
Девятерых подсудимых разделили по двум стеклянным клеткам. В одной - те, кто готов давать показания и признает свою вину: это четыре рядовых члена банды и примкнувший к ним Пустовалов. Впрочем, Саше Солдату было явно все равно, с кем сидеть: практически все заседание он читал журнал, изредка бросая равнодушный взгляд то в зал, то на подельников. В другой клетке - те, кто также готов давать показания, но своей вины не признает. Это лидеры группировки Олег Пылев и Сергей Махалин, а также Андрей Гусев и Вячеслав Пономарев. Еще два подсудимых, находящихся под подпиской о невыезде, расположились в зале среди журналистов и потерпевших.
Первой председательствующий на процессе федеральный судья Владимир Усов дал слово гособвинителю Валентине Ковалихиной. Она коротко рассказала присяжным историю образования ореховско-медведковской ОПГ и о том, какие преступления инкриминируются подсудимым.
Напомним, что костяк ореховской ОПГ сформировался в середине 90-х годов. Фундамент группировки заложил еще Сергей Тимофеев (Сильвестр). Он объединил несколько "работавших" на юге и юго-западе столицы разрозненных групп в единый кулак. Вскоре "ореховские", "медведковские" и "курганские" стали контролировать практически весь бизнес юга столицы. Под их "крышей" находились АЗС, автосервисы, кафе, рестораны и рынки. Доходы бандитов составляли сотни миллионов долларов в год.
В 1994 году после гибели Сильвестра (его взорвали в "Мерседесе" на 3-й Тверской-Ямской улице) группировка ненадолго разделилась на две части: ореховскую, которую возглавил Сергей Буторин (Ося), и медведковскую, во главе которой встали братья Андрей и Олег Пылевы.
"Прошу вас учесть, что степень вины у каждого разная. Одним, как, например, Пылеву, в вину вменяются все эпизоды, другим - два или три", - напутствовала присяжных прокурор.
"Нам платили многие столичные рынки"
Затем слово дали адвокатам. Они, так же как и подсудимые, судя по всему, разделились на два лагеря. Защитники тех, кто признает свою вину, сразу попытались объяснить присяжным, что главари вроде Пылева и Махалина отдавали приказы убивать, а их подзащитные вынуждены были их исполнять. По словам адвокатов Грибкова, Толстикова, Яковлева и Кондратьева, их клиенты свою вину признали и активно помогали следствию в раскрытии преступлений. Последние трое даже явились в милицию с повинной.
Адвокаты еще двух подсудимых - Гусева и Пономарева - заявили, что во время следствия их клиенты никаких показаний не давали, но собираются сделать это в суде. Нейтральную позицию занял только Пустовалов. "Показаний давать не буду, но оставляю за собой право давать пояснения", - заявил он суду.
Первому из подсудимых слово предоставили полностью признавшему свою вину в организации преступного сообщества, бандитизме и убийстве Владимиру Грибкову. Сначала он начал читать заготовленную речь, в которой рассказал о том, что в медведковскую ОПГ его вовлекли еще в 1994 году, когда ее возглавлял Григорий Гусятинский (бывший сотрудник КГБ. - ГАЗЕТА). После его убийства в 1995 году власть перешла к братьям Пылевым. Вплоть до ареста в 1998 году Грибков исполнял функции телохранителя Олега Пылева и Сергея Махалина. "В силу того что я был близок к верхушке банды, я был достаточно хорошо осведомлен о ее делах", - заявил Грибков и перешел к рассказу об этих делах уже без бумажки. В частности, подсудимый рассказал об известных ему убийствах, в том числе и о совершенном лично, а также о том, что деньги ОПГ отмывались через банк "Капитал-Экспресс", а в числе обложенных данью структур была компания "Русское золото". "Мы собирали дань с подконтрольных "Русскому золоту" Тушинского, Дорогомиловского, Пражского, Покровского и Митинского рынков. Например, с Митинского рынка с 1997 по 1998 год я лично собирал по 20 тысяч долларов каждый месяц", - рассказал Грибков. При этом его "зарплата" в зависимости от прихоти главарей колебалась от тысячи долларов до пяти.
За границу же главари шайки ездили отдыхать через ими же созданное турагентство "Клэр", а юридическую помощь им оказывала специально открытая для этих целей адвокатская контора, в которую входил и присутствующий в зале адвокат одного из главарей банды.
В 1995 году Грибков, по его словам, едва сам не стал жертвой коллег по цеху. Его заподозрили в нелояльности к руководству ОПГ. Однако в отличие от убитых Юрия Бачурина и Алексея Садовникова телохранителю Пылева повезло - его амнистировали.
Когда Грибков начал в подробностях описывать, как в августе 1995 года члены банды убивали вора в законе Сергея Кондратьева (с ним не поделили сферы влияния), с его матерью, присутствовавшей в зале, случилась истерика. Кондратьева сначала задушили, затем вывезли в лес в Одинцовский район, там ему отрубили пальцы, чтобы не могли опознать, а тело закопали.
На вопрос прокурора, знает ли он, какова была общая численность группировки, Грибков пожал плечами: "Точно не скажу, но все, что осталось, - здесь".
ГАЗЕТА продолжит следить за ходом этого судебного процесса. (Газета, 18.03.200514:07, Олег Рубникович)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен