09.06.2005 00:00, Германия
10076
Первая Крымская, Симферополь
Русская мафия уже давно стала главной страшилкой для западного обывателя, и, хотя в последнее время ее почти заменил образ «исламского террориста», в Германии еще хорошо помнят последний процесс по делу «крестного отца русской мафии» Александра Бора-Тимошенко. Выходец из Белоруссии менее года назад получил тринадцать лет тюремного заключения, предварительно проведя за решеткой под следствием более 5 лет. Сейчас между Россией и Германией ведутся переговоры об экстрадиции этого крупного преступника на родину.
На воре и парик горит…
На момент осуждения немецким судом бывшему советскому гражданину Александру Бору-Тимошенко исполнилось 49 лет, 14 из которых он только на родине провел в тюрьме. На процессе в Германии неожиданно раскаявшийся преступник рассказывал судьям слезливую историю о том, что его, юного, несправедливо осудили в Гомеле, якобы для того, чтобы подставить отца — секретаря местного обкома партии. Так это или нет, история умалчивает, но факт, что неоднократно судимый Александр Тимошенко, уже известный как авторитет Саша Гомельский, Бульбаш или Тимоха, выехал в Германию в конце 80-х годов. Там он начал обычную для советского вора в законе за границей деятельность, а именно: занялся рэкетом, торговлей наркотиками, оружием и антиквариатом, отмыванием денег. Благо авторитет среди себе подобных у него имелся немалый.
В это время главным русским мафиози в Западной Европе считался уроженец Львова Ефим Ласкин по кличке Царь, бывший боксер, который попал в Германию еще во время волны еврейской эмиграции в 1972 году. Одно время он покровительствовал своему белорусскому соплеменнику Александру Тимошенко, приехавшему на 15 лет позже. Однако тот проявил, по мнению немецких правоохранителей, черную неблагодарность. Именно Александра Тимошенко в 1999 году объявили виновным в убийстве своего мафиозного покровителя, совершенного 27 сентября 1991 года в Мюнхене.
По версии самого Александра Тимошенко, он никого не убивал, но присутствовал при этом деянии. В суде он рассказал следующую историю: у Фимы Ласкина возникли разногласия с партнером по «бизнесу» Рахмиэлем Брандвейном, и первый, чтобы проучить последнего, решил похитить сына несговорчивого компаньона. Рахмиэль Брандвейн эмигрировал из СССР в Израиль в брежневские времена, где стал офицером израильских ВМС, но попался на контрабанде золота и сбежал в Германию. За помощью Ласкин обратился к другому известному авторитету Борису Найфельду (Биба), который вместе Брандвейном создал фирму М&S International, в свое время ставшую главным торговым партнером командования Западной группы советских войск. Биба рассказал о планах Ласкина Александру Тимошенко и тбилисскому вору в законе Тенгизу Марианошвили. От кого узнал о коварных планах Ласкина Брандвейн, неизвестно, но было решено уладить все мирно на стрелке. Посредниками должны были выступить Биба, Тенгиз и Тимоха.
Все четверо ехали на встречу из Лейпцига на машине Тимошенко. Биба, по его словам, имел при себе парик, чтобы Ласкин не узнал. Подвыпившие воры в законе по дороге дурачились и по очереди надевали парик. Мол, этим и объясняется то, что впоследствии немецкие полицейские на парике обнаружили волосы Тимошенко. Стрелка состоялась на одной из автостоянок недалеко от бассейна «Унгерербад». Ефим Ласкин также оказался не один, а с неким чеченским авторитетом Саидом Амином Мусостовым. Несмотря на настроенность бандитов на мирные переговоры, встреча в Мюнхене шестерых мафиози закончилась поножовщиной, и Тенгиз Марианошвили, который также был ранен, убил Ефима Ласкина. Подтвердить или опровергнуть версию гибели Ласкина, предложенную на суде Тимошенко-Бором, уже было некому — кроме него, все участники событий были на тот момент мертвы. Тенгиза застрелили еще весной 1992 года в Амстердаме. Брандвейн, который в Бельгии основал фирму «Кремлевская водка», был убит в 1998 году в центре Антверпена, а его бывший партнер Найдфельд пропал без вести. Чеченец Саид Мусостов пал 8 мая 1992 года от рук двух неизвестных в своем доме в Нью-Джерси в США.
Биржевые аферы
На суде Александр Тимошенко-Бор утверждал, что пытался остановить разбушевавшихся приятелей, а после убийства был настолько напуган, что сразу выехал в Австрию, а оттуда в Америку. Так ли уж сильно испугался Тимоха, конечно, неизвестно, но то, что он сразу после смерти Ласкина отправился в США, соответствует действительности. Следует сказать, что еще до своего немецкого периода жизни Тимошенко побывал в Соединенных Штатах и там свел знакомство с Вячеславом Иваньковым — Япончиком. После своего второго пришествия в США Александр Тимошенко женился, взял фамилию жены — Бор и продолжил тесное сотрудничество с Япончиком. По некоторым данным, Александр Бор имеет самое прямое отношение к афере с «Бэнк оф Нью-Йорк», за которую Вячеслава Иванькова арестовали в 1995 году. Бор скрылся от американского правосудия в Европе, но поговаривают, что именно он получил в наследство после Япончика бразды правления русской мафией в Америке. В Европе Александр Бор развил бурную преступную деятельность, имел под своей «крышей» 28 предприятий в Москве и часто бывал в США.
В Америке Бор наладил отношения с итальянскими мафиозными кланами Коломбо, Гамбино и Гравано. Вместе с итальянцами он провел несколько крупных афер на нью-йоркской бирже, которые заключались в том, что раскручивались акции фиктивных фирм. Когда же цена на них достигала пика, мафиози сбывали их и получали миллионы, а купившие ценные бумаги становились «счастливыми» владельцами ничего не стоящих бумажек. Летом 1999 года ФБР наконец удалось накрыть аферистов — в Нью-Йорке были задержаны около сорока человек, в том числе 22-летний сын Бора Дмитрий. Сам Александр Тимошенко-Бор скрылся, но был задержан в мюнхенском аэропорту немецкой полицией по наводке американских коллег. Бор с паспортом греческого гражданина Александра Иванидиса как раз собирался вылететь в солнечную Элладу.
Верующий оборотень
Первый судебный процесс по делу Александра Бора, начавшийся летом 1999 года, проходил в мюнхенской тюрьме при соблюдении строжайших правил безопасности. Ходили слухи, что соратники Бульбаша попытаются освободить его силой и что, дескать, на подкуп свидетелей русская мафия потратила 200 тысяч долларов. Инкриминировалось Александру Бору, кроме убийства Ефима Ласкина, вымогательство и нанесение в январе 1992 года тяжелых телесных повреждений польской уборщице Катержине Б. Пострадавшая согласилась давать показания и рассказала, что Александр Бор взялся «помочь» своему приятелю, который заподозрил польскую прислугу в похищении 50 тысяч марок. Бор явился с подручными к ней в дом и с помощью утюга и полиэтиленового пакета, которым женщину душили, «увещевал» несчастную вернуть деньги. В результате она выбросилась из окна с высоты 9 метров и переломала себе руки и ноги, а также повредила позвоночник, оставшись калекой на всю жизнь. Катержина Б. настолько боялась Бора, что решилась свидетельствовать только в его отсутствие. Это дало основание его адвокатам оспорить решение суда, который приговорил в 2001 году Александра Бора к 3,5 года за издевательства над полькой и к пожизненному заключению за убийство. Защитники русского мафиози также обратили внимание апелляционных инстанций на то, что экспертизы по делу Ласкина проводились десять лет назад и не могут служить доказательствами из-за давности, а сам Бор был задержан незаконно, так как имел, кроме греческого, российский паспорт, а консульство России никто об аресте не известил.
Новое судебное разбирательство началось в начале 2003 года, но неожиданно было прервано, потому что судья Норберт Шмидт получил инфаркт. Третий этап разбирательства стартовал в ноябре 2003 года. При этом у судьи с прокурором даже были дублеры, но к их услугам прибегать, к счастью, не пришлось. Александр Бор, который ранее все отрицал и даже был прозван журналистами «немым русским», вдруг заговорил. Ходят слухи, что, пребывая в немецкой тюрьме, он ударился в православие, постоянно читает духовную литературу и даже обратил в веру нескольких сокамерников. Неизвестно, насколько это повлияло на его желание говорить, но Бор признался в своей вине по делу Катержины Б., правда, к тому времени он отсидел уже больше четырех лет, так что за польку ему уже ничего не грозило, и рассказал о своей роли в смерти Ефима Ласкина. Свои признания он закончил обращением к судьям, в котором процитировал слова апостола Павла к Христу: «Милосердия жду я от Тебя, а не возмездия». Растрогало ли это суд, неизвестно, но Александра Бора сочли соучастником убийства Ласкина и приговорили к 13 годам лишения свободы, которые он сейчас и отбывает в Германии. (Первая Крымская, Симферополь, №76, 09.06.2005, Виталий Пирович)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен