29.06.2005 00:00, Свердловская область
5278
JM, Свердловская область
Сотни заключенных колонии общего режима в городе Льгов Курской области нанесли себе увечья в знак протеста против условий содержания, 28 июня. Тем временем в Екатеринбурге подходит к концу судебный процесс над надзирателями, которые, по версии прокуратуры, забили насмерть заключенного. Поверхностная связь первого происшествия со вторым — действительно ужасные условия содержания. Более глубокий анализ говорит о другом: заключенные, живущие по воровским понятиям, бунтуют против насаждения администрациями колоний своих законов. «Последний оплот СССР» — черные колонии борются за выживание.
Уголовное дело, возбужденное против надзирателей екатеринбургской колонии №2, написано сухо и просто. Согласно мнению следователей, утром 17 октября 2002 года начальник оперативного отдела Микеев, в сопровождении двух надзирателей Ткаченко и Вербасова отправились в утренний обход по штрафному отделению «двушки». Их внимание привлек новенький заключенный из одиночки за номером 25 — Сергей Лобода. Он, в отличие от других зэков, во время обхода не встал и не убрал руки за спину, в ожидании окончания проверки. Лобода сидел спиной к проверяющим, не обращая на них никакого внимания. Микеев словесно напомнил заключенному правила зоны. Тот снова не подчинился. Когда Микеев подошел и положил руку Лободе на плечо, зэк резко вскочил, ударил его локтем и выхватил острый челнок (по правилам колонии, заключенные даже в штрафных камерах обязаны работать). В завязавшейся потасовке, победу одержали надзиратели. Они скрутили заключенного и начали наносить ему удары дубинками, пока тот не выпустил из руки челнок. Заключенный, по версии следствия, скончался от нанесенных ему побоев.
Это только наружная сторона медали. Есть и внутренняя. О ней, следователи прокуратуры почему-то умолчали. А зря. Личность Сергея Лободы — очень занимательна и в криминальном мире, довольна известная. Он родился в 1964 году. К 1997 году успел отмотать два срока по тяжким статьям. «Ходил» в друзьях известного свердловского криминального авторитета Штакета (Штагервальд г.Краснотурьинск, по слухам купил звание вора в законе, группировка «Синие»). По информации источника JM, Лобода претендовал на должность Штакета.
В 1998 году Сергея Петровича осудили на 6 лет за вымогательство. Он, якобы, держал женщину над обрывом, пока та, не согласилась отдать ему свой дорогой автомобиль. Первоначально Лобода отбывал срок в Каменск-Уральской колонии №47. Это известное в воровских кругах исправительное учреждение прославилось тем, что все еще остается черным (по воровским понятиям черная колония — где официальная администрация идет на контакт с авторитетами для выработки компромисса в той или иной ситуации, красная — все заключенные жестко подчиняются правилам, насаждаемым администрацией).
2 ноября 2002 года Штакет погибает под Нижним Тагилом в автокатастрофе, при довольно туманных обстоятельствах. Официальная причина — отказ тормозов автомобиля. На место Штагервальда пророчат Лободу. Однако для этого, он должен пройти процедуру коронации. Якобы, по зонам даже прошел соответствующий «прогон» (воровское письмо-уведомление). Согласно понятиям, короновать можно и на зоне. Возможно именно по этой причине, руководство Свердловского ГУИН послало свой «прогон» — официальное письмо-приказ о переводе Лободы в красную колонию №2.
По воровским понятиям, настоящий жулик не может находиться в красной колонии. Он не может поставить свою роспись в бумаге о том, что он ознакомлен с правилами исправительного учреждения и обязуется их выполнять. В красных колониях жулики отсиживаются либо в ШИЗО (штрафной изолятор) либо в больничном корпусе. Лободе, до освобождения оставалось полгода. Понимая, что в колонии №2 коронация ему не светит, он рассчитывал пройти эту процедуру уже на воле или в другой колонии. Но для этого, он не должен был пасть лицом перед воровским миром и подчиниться администрации «двушки». А потому, когда 11 ноября 2002 года его доставили в екатеринбургскую колонию, он не стал подписывать бумагу и набросился с бранью на сотрудников, за что его поместили в штрафную камеру. Из ШИЗО Лобода не выходил до своего последнего дня — 17 ноября. Как отмечает адвокат надзирателей Ольга Искандерян, расчет Сергея Петровича был правильным. По воровским понятиям убийство начальника оперотдела — величайший подвиг. Таким образом, Лобода хотел доказать свою верность понятиям и право на корону. В случае же, если убийство не удавалось, он понимал, что надзиратели нанесут ему побои, после которых он окажется в больнице, а в последствии в другой колонии. Однако зэк не рассчитал свои силы, а возможно, что и надзиратели переусердствовали. Ольга Искандерян поддерживается третьей версии. Охранники нанесли ему не смертельные, но болезненные побои. Первоначально в лазарете, как следует из документов, ему поставили неверный диагноз — сердечный приступ. Находясь в травматологическом шоке, не приходя в сознание, Лобода умирал в течении 2 часов. Не исключено, что медики специально, по распоряжению администрации колонии, поставили неверный диагноз. «Судить надо не надзирателей, а врачей», — уверена Ольга Александровна.
Дело Лободы приобрело большой резонанс. Только не совсем в том виде, как мы это понимаем. Заключенные жулики «двушки», которые «прогнулись» под администрацию и по понятиям утратили свой статус жуликов, решили воспользоваться выпавшим шансом и засадить надзирателей, якобы отомстить за товарища. Они в разнобой давали свидетельские показания о том, как выносили тело убитого из камеры №25, как слышали крики, шум борьбы и пр. Только все их показания не согласуются друг с другом.
Те жулики, которые все еще живут по понятиям, не предпринимают никаких действий, хотя по своду воровских законов нужно мстить за смерть братков. «Даже гестаповцы не убивали врачей», - прокомментировал как-то свердловский вор в законе Авто дело Лободы.
Авто, в данный момент находится в черной колонии № 47. «Последний оплот СССР» - так жулики окрестили свой свод воровских законов, сформировавшийся еще во времена союза.
Несколько лет назад, с приходом Путина, по системе Российского ГУИН прошла установка «ломать» воровские понятия, устанавливать в колониях свои законы.
- Вы в начале процесса говорили, что это дело имеет большую общественную значимость, - обратилась Ольга Искандерян к представителю обвинения, во время судебных прений на процессе надзирателей Лободы,. – Сейчас я поняла, какую значимость это имеет: воровская сила состоит в том, чтобы показать государству, что мы будем жить по понятиям, а не по закону!
О ЧП в льговской колонии Курской области ходят слухи подобного рода. ГУИН называет цифру в 260 заключенных вскрывших себе вены в минувший вторник. По неофициальной информации, членовредительство себе нанесли более 500 человек. ГУИН говорит – заключенные бастуют против условий содержания. Неофициальные источники утверждают: «Да, дело в условиях содержания. Они требуют компромисса администрации с их, воровскими понятиями». (JM, Свердловская область, 29.06.2005,Антон НЕНКОВ)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен