21.10.2005 00:00, Свердловская область
6405
КП-Екатеринбург
Их ждало 10 лет тюрьмы, но на днях их выпустили на свободу
Лидеры криминалитета тоже считают работников колонии невиновными. Про беспредел в тюрьмах мы пишем немало. Зэков убивают, издеваются над ними. Они жалуются. А тут вдруг жертвой режима стал один из не мелких авторитетов, и никто не возмущается. Я попытался разобраться - почему?
Свердловский суд отменил приговор, вынесенный надзирателям Верх-Исетским судом. Двух Александров - Ткаченко и Вербасова - практически оправдали. Судьи признали надзирателей виновными только за превышение пределов самообороны. Сейчас убийцы зэка уже освободились и находятся дома. Я встречал их у ворот колонии.
- Некогда нам общаться. По жене и детям соскучились, - отмахнулся Александр Вербасов, выходя из ворот, и кинулся к встречающим его родственникам. Год не виделись.
- Я надеюсь, что уже скоро нам удастся доказать их полную невиновность, - сказала рядом стоящая адвокат Ольга Искандерян.
Воровская корона
Началось с того, что криминальный авторитет оказался в «красной» колонии. По воровским понятиям, это - просто западало. Настоящий жулик может находиться только в «черной» колонии, где администрация зоны с авторитетами не воюет. В «красных» колониях воры авторитета не имеют.
У нас самой известной «красной» колонией считается екатеринбургская ИК-2, в народе просто «двушка». Здесь зэки ходят строем, работают - собирают огнетушители, а единственный авторитет и пахан у них - начальник колонии.
Лобода начинал свою криминальную славу в юности. 18-летним он получил первый срок за то, что одним ударом кулака убил человека. «Ходил» в друзьях известного авторитета Штакета (Штагервальд - по слухам, купил звание вора в законе, группировка «синие», в Екатеринбурге). В последние годы Лобода метил на место Штакета. Но в 1998 году его посадили. Он подвесил женщину над обрывом и угрожал скинуть, если она не отдаст ему свой дорогой автомобиль. Сидел в каменск-уральской «черной» колонии № 47. В 2002 году погиб Штакет. У его автомобиля отказали тормоза. (Ближайшее окружение Штагервальда уверено, что несчастный случай подстроили.) Преступное сообщество решило короновать Лободу. Именно в этот момент будущего вора в законе перевели в «красную» «двушку». До выхода на волю ему оставалось всего полгода.
Убийство на зоне
Прибыв 11 ноября 2002 года в ИК-2, Сергей Лобода должен был не пасть лицом перед воровским миром. Поэтому он сразу же набросился на сотрудников зоны, за что попал в ШИЗО. Из штрафного изолятора Лобода не выходил до своего последнего дня - 17 ноября.
Именно в тот день утром начальник оперативного отдела Микеев в сопровождении двух надзирателей - Александра Ткаченко и его тезки Вербасова - отправились в обход по штрафному отделению. Лобода сидел спиной к проверяющим, не обращая на них внимания. Когда Микеев подошел и положил руку Лободе на плечо, зэк резко вскочил, ударил его локтем и выхватил заточенный челнок. Боясь, что зэк их сейчас перережет, надзиратели накинулись на него с резиновыми дубинками. Они били его до тех пор, пока тот не выпустил из руки челнок. Сергей Лобода, по версии следствия, скончался от нанесенных ему побоев. В июле этого года Верх-Исетский суд приговорил Вербасова и Микеева к 10 годам. Адвокаты надзирателей опротестовали это решение в областном суде.
- По воровским понятиям, расчет Лободы был правильным. Убийство начальника оперотдела - величайший подвиг, - говорит адвокат надзирателей Ольга ИСКАНДЕРЯН.
- Если же убийство не удавалось, Лобода понимал, что надзиратели нанесут ему побои, после которых он окажется в больнице - тоже подходящий для него вариант. Лобода умирал в течение двух часов. Судить надо не надзирателей, а врачей!
Так же считает вор в законе Авто (Автандил Кобешавидзе, группировка «синие»), который сейчас сидит в «черной» колонии № 47. Авторитет, кстати, мстить не собирается.
- Даже гестаповцы не убивали врачей, - прокомментировал Авто дело Лободы.
На днях Свердловский суд отменил приговор, вынесенный надзирателям Верх-Исетским судом.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Начальник колонии № 2 Сергей Ветошкин:
- Я убежден, что парни ни в чем не виноваты. Мне приятно, что с них сняли основные обвинения, но я считаю, что справедливость восстановлена не полностью. Они оборонялись, действовали в рамках закона, - считает Сергей Александрович. - Вся пакость в том, что офицеры стали опасаться использовать резиновые палки. Ведь перед ними встал выбор: или дать небольшую слабину и спустить с рук некоторые нарушения зэков, или использовать резиновые палки и быть потом осужденным. По этой причине у нас даже нападение произошло. Заключенный чуть не задушил молодого офицера. (КП-Екатеринбург, 21.10.2005, 12:56, Антон Ненков)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен