27.09.2006 00:00, Киргизия
3273
Дело№, Бишкек
Под суд отданы четверо офицеров - от капитана до полковника. Еще двое объявлены в розыск
Казалось, после того, как Аламединский райсуд вынес приговор Азизу Батукаеву и 37-ми его подельникам, "инцидент", как говорится, можно было считать исчерпанным. Ан нет! Генеральная прокуратура республики, окончив расследование, готовит к направлению в суд еще одно уголовное дело. На сей раз - в отношении тех, кто по долгу службы был обязан поддерживать порядок как в злополучной молдовановской колонии, так и во всей пенитенциарной системе страны.
О том, что за расправу в ИК-31 над депутатской делегацией будут непременно привлечены к уголовной ответственности и должностные лица, было заявлено с самых высоких трибун еще прошлой осенью. Но первыми на скамью подсудимых было суждено попасть мятежным зэкам. Лишь в августе этого года - после оглашения приговора Батукаеву и К0 - генпрокуратура стала предъявлять окончательные обвинения госчиновникам. В 12-томное уголовное дело (в прокурорских кругах известное как "должностное") вошла часть следственных материалов, собранных в ходе расследования "батукаевского дела", - как, например, показания заключенных. Всего же было допрошено более полусотни свидетелей. В число "тех, кому отвечать" в результате попали сотрудники разного ранга одного ведомства - Главного управления исполнения наказаний минюста.
Все они обвиняются по частям 2, 4 и пункту 2 части 3 статьи 304-й, - что расшифровывается как "злоупотребление должностнымположением, совершенное с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, а также иной личной заинтересованности; совершенное в интересах организованной группы или преступного сообщества; совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия". Список фигурантов возглавляет Владимир Носов - бывший начальник ГУИН. Это уже второе уголовное дело, по которому ему вынесено заочное обвинение (первое, напомним, было "экономическим" - по крупным хищениям в подведомственной Носову пенитенциарной системе). 22 августа он - уже во второй раз - был объявлен в розыск. Впрочем, арест бывшему шефу ГУИН явно грозит лишь в том случае, если он появится на территории Киргизстана. Генпрокуратура России уже официально отказала киргизской стороне в выдаче В.Носова - на том основании, что у него есть российское гражданство.
Таким образом, место "подсудимого №1" займет полковник внутренней службы Батырбек Сапарбаев - бывший заместитель Носова, а затем и Полотова (смертельно раненного в ИК-31 в ходе зэковской расправы над депутатской делегацией). Как утверждает обвинение, Б.Сапарбаев вместе с Носовым лично поспособствовали нескольким незаконным переводам "авторитетов" преступного мира в "нужные" тем зоны.
Январь 2005 года: в ИК-31 (колонию, предназначенную лишь для зэков-туберкулезников) переведен "вор в законе" Азиз Батукаев, туберкулезом совсем не страдающий.
Март 2005-го: туда же из 16-й колонии ("в угоду интересам преступного лидера Батукаева", - считает обвинение) переведен небезызвестный Рустам Абдулин - тоже не туберкулезник.
Июнь 2005-го: туда же из каракольского СИЗО-3 переведен - опять же не туберкулезник - К.Матякубов, - который, по версии следствия, получил в ИК-31 возможность встретиться с Батукаевым и другими лидерами "общака" и обсудить с ними планы "развала системы исполнения наказаний".
Сентябрь 2005-го: тот же Матякубов, прооперированный в городской больнице, переводится в колонию ИК-3 (несмотря на сопротивление ее руководства) и, возглавив тамошний "общак", осуществляет захват зоны.
Все эти переводы проводились в нарушение правил безо всякого оформления документов. Зато, как установило следствие, имевшиеся документы не исполнялись. Оказывается, в разное время - с января 2004-го по август 2005-го - спецчастью ГУИН оформлялись наряды на этапирование из 31-й колонии заключенных Закирова, Головина, Зайнуева, Ражапова и других "блатных", - впоследствии участвовавших в убийствах членов депутатской делегации и массовых беспорядках. Но эти зэки так и остались сидеть в Молдовановке, сколотив там крепкую преступную группу. С попустительства, как считает обвинение, Носова и его зама Сапарбаева.
Еще одно обвинение бывшему руководству ГУИН - оно не обеспечило соблюдение в ИК-31 режима, проведение плановых и внезапных обысковых мероприятий. Что "создало в среде отрицательно настроенных осужденных уверенность во вседозволенности". Начав открыто выращивать возле своей "штаб-квартиры" - 5-го барака - коноплю, те, по мнению следствия, "заявили о своей безнаказанности и бессилии работников системы ГУИН". Результатом этой безнаказанности стало беспрепятственное проникновение на территорию колонии запрещенных предметов - оружия, наркотиков, оргтехники, мобильных телефонов - и, наконец, кровавые события 20 октября и последовавший затем бунт.
Аналогичные обвинения предъявлены и бывшим подчиненным Носова и Сапарбаева - экс-начальнику 31-й колонии подполковнику Бактыбеку Курманкулову, двум его заместителям - по оперативной работе майору Данияру Абдиеву и по надзору - капитану Алмазбеку Джуманбаеву, а также начальнику оперотдела ИК-31 капитану Омурзаку Нурматову. (Один из них - объявленный в розыск А.Джуманбаев - обвиняется заочно: после скандальных событий он поспешил выйти на пенсию и, по словам его родственников, уехал в Россию.) Если бы удалось установить достоверно, через кого, скажем, в зону проносились оружие и наркотики, то, возможно, список обвиняемых был бы намного больше. Но доказательств, достаточных для предъявления обвинений, нет. Вышеназванные же фигуранты, считают в генпрокуратуре, "засветились" откровенно - своими действиями. И бездействием - в работе, которую они обязаны были выполнить.
Доказательств того, что кто-то из обвиняемых получал от лидеров преступного мира деньги, следствию добыть также не удалось. А "личная заинтересованность" гуиновских начальников разного ранга, по мнению обвинения, заключалась в том, что, "идя по пути наименьшего сопротивления, они согласились с существующим положением дел ради спокойного прохождения службы". Суть этого негласного сговора сколь проста, столь и поразительна: в обмен на полученные льготы "общак" взял на себя обязанности, которые должна была выполнять администрация, - установил СВОЙ порядок, занялся обеспечением заключенных питанием и работой. То есть, по выводам следствия, гуиновцы добровольно отдали власть в зоне преступным лидерам!
Обвиняемые своей вины в основном не признают, в крайнем случае соглашаются с некоторыми обвинениями частично. Нижестоящие бывшие начальники утверждают, что выполняли указания вышестоящих и о безобразиях в колонии докладывали им же. Б.Сапарбаев в свою очередь ссылается на бывшего шефа В.Носова и заявляет, что никаких докладов "снизу" не получал. Как выясняется, излюбленной формой указаний и докладов в ГУИН была УСТНАЯ! И восстанавливать картину происходящего в стенах этого ведомства следствию пришлось, опираясь большей частью на показания фигурантов и свидетелей.
Что любопытно, на "батукаевском" судебном процессе сотрудники ИК-31 (в частности, ее бывший начальник Курманкулов), выступая в качестве свидетелей, дружно твердили, что никакого насилия со стороны зэков они не испытывали, никаких угроз не слышали (что привело к оправданию лидеров "общака" по некоторым пунктам обвинений). А затем, на следствии уже по "своему" уголовному делу они стали рассказывать нечто противоположное. Неисполнение своих прежних обязанностей они объяснили страхом - за жизнь свою и своих подчиненных.
Другое объяснение бывшего руководства ИК-31 своего невмешательства в зэковское "самоуправление" - тяжелое экономическое положение, стремление сохранить стабильность в зоне в период революции, парламентских и президентских выборов.
Все фигуранты этого уголовного дела (кроме тех, кто в розыске) находятся под подпиской о невыезде. Полковник Б.Сапарбаев до окончания разбирательства отстранен от работы. Остальные обвиняемые по-прежнему работают на разных должностях в системе ГУИН, но из 31-й колонии их убрали. Судебный процесс, как ожидается, может начаться в конце октября - аккурат к годовщине кровавых событий в Молдовановке. (Дело№, Бишкек, №32 (654) 27.09.2006, Вадим НОЧЕВКИН)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен