Редакция сайта может не разделять взглядов других СМИ
Арсен Айрапетов так и не стал "вором в законе"
Всем известно, что Калининградская область - единственная в стране, где до сих пор нет собственного "вора в законе". Хотя "короли" и "тузы" преступного мира никогда не скрывали своего интереса к самому западному региону РФ - анклаву, где есть янтарь, нефть, рыба, лес, где развиваются торговля и строительный бизнес. Короче, все, что контролировать было бы сплошным удовольствием.
Но! "Короновать" кого бы то ни было в Калининграде практически невозможно: мешают сотрудники правоохранительных органов. Здесь, в "красной зоне", "воры в законе" им ни к чему. По утверждениям людей знающих, такие социально опасные сферы, как торговля наркотиками и оружием, сутенерство, продажа проституток за рубеж и т.д., и т.п., "крышуются" именно силовиками. "Воры в законе" с их "понятиями" составили бы силовикам серьезную конкуренцию. Впрочем, идеализировать "воров" - тоже глупо. Если бы их власть и впрямь была бы благом для нормальных законопослушных граждан - в России насчитывалось бы не менее 800 "очагов благоденствия". Столько же, сколько и "воров в законе". Увы...
Кроме того, среди самих героев "crime stories" - полный раздрай. На вопрос: чья кандидатура на роль калининградского "вора в законе" предпочтительней - все дружным хором отвечают: "МОЯ!" Среди претендентов на титул некоторое время значился не очень известный в широких кругах житель областного центра Арсен Айрапетов.
Арсен - армянин по отцу, мегрел по матери. Родился в Калининграде. Воспитывали его, кроме отца и матери, дедушка и бабушка с маминой стороны, поэтому Арсен хорошо говорит по-грузински и не знает армянского. Впрочем, лучше всего он знает русский язык. Окончил элитную школу №1 всего с тремя "четверками" в аттестате (остальные - пятерки). В детстве мечтал стать летчиком гражданской авиации. После школы даже подавал документы в КВАТУ, но не учился. Присяги не давал, в армии не служил - т.е. с точки зрения "игр с государством", несовместимых с титулом "вора в законе", биография у него чистая.
Отец Арсена - бизнесмен, в свое время он был начальником закупочной базы в облпотребсоюзе. В 1984 году, когда к власти пришел Андропов, против Айрапетова-старшего было возбуждено уголовное дело, его изрядно продержали в СИЗО, но на суде оправдали.
После освобождения он открыл первое в Калининграде частное кафе - "Южанка" на улице Леонова. ...Айрапетов-младший получил свою первую судимость в 1993 году - по ч. 3 ст. 148 УК РФ. За вымогательство, организованное группой лиц. Относительно этого первого дела Арсена Айрапетова высказываются различные точки зрения. Первая - официальная.
Осенью 1993 года некто по фамилии Шарыкин ожидал свою подружку у бара "При свечах" на улице Театральной. Девушка была стриптизершей и отрабатывала сольные номера. Шарыкин нервно курил.
Из глубокой задумчивости его вывел старый знакомец - Арсен Айрапетов. Подающий большие надежды молодой мафиози.
- Че тут стоишь? - спросил он Шарыкина.
- Да вот, жду, когда стриптиз закончится.
- А вообще чем занимаешься? Тоже голяком на сцене пляшешь?
- Да нет. Я тачки из-за бугра гоняю. На продажу.
- Ты-то мне и нужен! - обрадовался Арсен. - Пригонишь мне "бэху"-пятерочку, поновей? Года так 1990-1992-го. И цвет, чтоб приятный был. Договорились?
- Базара нет, - ответил перегонщик. Даже не подозревая, что этой короткой фразой чуть не вырыл себе могилу.
...Вскорости заказ Айрапетова был выполнен. Шарыкин пригнал ему роскошный лимузин. Арсен несколько раз прошелся вокруг иномарки, довольно похлопал ее по капоту, потом сел за руль и, взяв ключи, проехался вокруг дома.
- Ну что, понравилась? - спросил Шарыкин. Ответ был, мягко говоря, неожиданным.
- Видишь ли, старичок, я очень не люблю, когда меня кидают, - процедил сквозь зубы Арсен. - Мы с тобой договаривались, чтоб машина была новая, а эта какая-то... И вообще, мне цвет не нравится. В общем, я ее забираю себе. Привезешь нормальную тачку, верну. А пока - гуляй.
- Постой, постой, - опешил Шарыкин. - Тут дело хозяйское. Не понравилась машина - не покупай. Но отнимать - не имеешь права.
- Я на все имею права. Я - Арсен! Понял меня?! У меня деньги крутиться должны, а я их из-за тебя в кармане держал. И теперь в качестве компенсации за потери, забираю тачку. По-моему, все справедливо.
Ответить Шарыкин не успел. Арсен ударил по газам и скрылся за поворотом. По уму перегонщику следовало бы обратиться в милицию, но он пошел другим путем. Стал искать бандитов, которые смогли бы разрулить ситуацию. И вскоре вышел на гражданина государства Израиль по фамилии Хазанов. Ходили слухи, что тот приходится дальним родственником известного юмориста. Сам он на сей счет распространяться не любил, зато не упускал случая прихвастнуть своими знакомствами в криминальном мире Калининграда. В общем, однофамилец "студента кулинарного техникума" набил стрелку Арсену.
Все в том же баре "При свечах". Пока Хазанов с Айрапетовым вели тихий и неспешный "базар", бедняга Шарыкин опять ждал на улице. Когда теплая встреча была завершена, "переговорщик" вышел к нему и развел руками...
- Братан, мы тут перетерли и решили, что ты не прав. Арсен поступил с тобой еще по-божески. Мог бы вообще... Сам понимаешь. Но я свое дело сделал - поговорил. И теперь ты мне бабки должен. За услугу.
Шарыкин, конечно, пообещал расплатиться. Но сказал, что в данный момент не имеет свободной наличности. Хазанов согласился подождать.
Ну а вскоре пришло время отмечать день рождения Айрапетова. Гуляли, как водится, в "Южанке", на Леонова - в кафе, принадлежащем родителям Арсена. Праздник был в самом разгаре, когда прогуливающийся по улице Леонова Шарыкин заметил свою машину, стоящую рядом с увеселительным заведением. Запасные ключи были при нем, поэтому, недолго думая, он сел в салон, завел мотор и уехал.
Пропажу обнаружили не сразу. На поиски Арсен бросился только на следующий день. Помогал ему в столь нелегком деле сержант ОМОНа по фамилии Ватокевич. Через несколько дней после угона приятели увидели шарыкинский автомобиль на Ленпроспекте. Бросились в погоню и настигли "угонщика" на ближайшей стоянке под эстакадным мостом.
Церемониться с Шарыкиным не стали. Шарахнули ему пару раз по башке и отвезли в подвал одного из магазинов, что рядом с кинотеатром "Заря". Арсен вызвал по мобильнику Хазанова. Целую ночь "угонщика" били. Яростно и жестоко. Арсен требовал переписать на него машину, а Хазанов - денег. У несчастного бизнесмена отобрали кожанку и модные тогда сапоги-казаки. В куртку тут же облачился милицейский друг авторитета, а обувку натянул сам Арсен. Смотрелось очень прикольно Подружке Арсена, присутствовавшей v при "сеансе", понравилось.
...К утру измордованный Шарыкин готов был отдать все. Удовлетворенный Хазанов ушел домой, а Арсен с Ванюкевичем связали пленника, бросили в багажник арсеновской машины и стали зачем-то колесить по городу. Вероятно, для того, чтобы окончательно сломить Шарыкина. Когда начало светать, подруга Айрапетова уже клевала носом. Арсен отвез ее домой. Но вскоре и сам прикорнул, уткнувшись лбом в руль. Ванюкевича тоже сморило. Шарыкин воспользовался моментом, освободился от пут, выбрался из багажника и дал деру.
Проснувшись, Арсен с Ванюкевичем обнаружили пропажу и ринулись на улицу Фрунзе, где проживал Шарыкин вместе с возлюбленной и ее мамой.
- Я Арсен! - орал начинающий авторитет, ворвавшись в квартиру. – Быстро говорите, где прячете Шарыкина!
Женщины вжались в стену и затравленно молчали. Они действительно не знали, где прячется бедолага.
А Шарыкин меж тем был неподалеку. Он сидел в соседней квартире и слышал, как Айрапетов и омоновец тиранят его близких. В конце концов, он не выдержал и вышел. Мол, берите меня. Только женщин не трогайте. Страдальца сразу же скрутили, надавали тумаков и скоренько повезли в Зеленоградск. К нотариусу. В присутствии которого избитый Шарыкин, разумеется, совершенно добровольно переписал машину на имя Арсена.
После этого акта доброй воли Айрапетов и Ванюкевич отпустили свою жертву. И совершили тем самым системную ошибку. Потому что он тут же побежал в милицию и заложил своих мучителей с потрохами.
Сотрудники уголовного розыска взяли и Ванюкевича, и Хазанова, и Айрапетова, которые "поплыли" на первом же допросе. По крайней мере, так утверждал следователь Дергунов - "важняк" из УБОПа. Кстати, для Дергунова первое дело Арсена стало последним - ушел на пенсию.
Но у самого Айрапетова - другой взгляд на упомянутую выше ситуацию. По его словам, его подставили. Шарыкин, взяв деньги, которые собрали Арсен и пара его приятелей (один из них был сыном тогдашнего председателя военного трибунала 11-й армии), обещался привезти им хорошую "БМВ" - пятерку. А привез - старую БМВ-"семерку" и "Форд-Скорпио". И то не им, а на продажу. Когда же его спросили, где деньги, перегонщик начал крутить, юлить... Арсен со товарищи прижали его к стенке - и он при свидетелях заявил, что отдает им "бэху". Типа, в залог. А когда продаст "Форд" - рассчитается и заберет назад "семерку".
Арсена этот вариант вполне устроил. Но Шарыкин "бэху" у него угнал – 23 октября, когда Арсен праздновал свой день рождения в отцовском кафе. Потом были разборки, появился Хазанов, входивший на тот момент в ОПГ Юры Фомы... А потом Арсену "набили стрелку" - мол, подъезжай за тачкой к "Шарму" в 15.00. Айрапетов подъехал. Но вместо Шарыкина к "Шарму" подкатило с десяток машин с убоповцами.
Айрапетова били зверски. Прямо там, на улице. Когда его привезли на Невского, 42 в УБОП, оказалось, что вся его одежда - спортивный костюм и куртка-толстовка - насквозь пропитана кровью, ребро и нос - сломаны.
...Два дня Айрапетова продержали на бетонном полу. Допрашивали его без адвоката, по-жесткому: били по голове, по животу, по почкам... Про нотариально заверенные расписки Шарыкина в том, что он брал деньги в долг, никто из следаков не хотел даже слушать.
В итоге Арсен получил пять лет - хотя обвинение просило одиннадцать с половиной. Судья - уже потом, когда процесс был завершен - извинялась перед матерью Арсена за то, что "много дала": не могла иначе, на нее сильно давили. Вскоре после процесса судью парализовало. А Шарыкин сменил фамилию. Вроде бы он вообще оказался внештатным сотрудником УБОПа...
...Так или иначе, Айрапетов прошел "тюремные университет" сполна. В СИЗО подхватил туберкулез. За полтора месяца его восемнадцать (!) раз возили на флюорографию - пытались доказать, что он симулянт. После суда - отправили на тубзону в Углич.
Там было тогда пять категорий заключенных: порядочные, братва, мужики, козлы и пидорасы. Арсен с ходу вписался в братву. Из Углича его перевели в ярославскую колонию общего режима, где он провел остаток срока. И настолько зарекомендовал себя как "лидер отрицательной направленности", что ему, в его двадцать с копейками, доверили хранить "общак".
Регулярно Айрапетова - "отрицала" - бросали в ШИЗО (каменный мешок, два на три метра) и в ПКТ (помещение камерного типа). Жестоко били. Но авторитет его среди зэков от этого лишь укреплялся. Дошло до того, что когда Арсена в очередной раз собирались упечь в ШИЗО, зэки пригрозили бунтом - и Айрапетова оставили в покое.
Когда Арсен вернулся в Калининград, его сразу же загребли в УБОП. И уже гораздо вежливее, чем раньше, осведомились: "А правда, что вы "вор в законе?" Арсен ответил честно: "Нет". Его отпустили.
...К освобождению родители купили Арсену трехкомнатную квартиру в обычной пятиэтажной "хрущебе" в Ленинградском районе. Собственно к большему он и не стремился. Отец впихнул его, как частного предпринимателя, в одну рыбопромышленную фирму, но Айрапетов ни от кого не скрывал, что "трудоустроился" он только для видимости. Чтобы менты не приставали с дурацкими вопросами: на что, типа, живешь. Сам же Айрапетов никогда не будет вкалывать на государство. Как, впрочем, и всерьез заниматься бизнесом: другую стезю он выбрал. Воровские "понятия", ставшие для него Кодексом Чести, предписывают не зацикливаться на идее личного обогащения. Нужно быть свободным - в том числе и от барахла, и от такого "якоря", как недвижимость...
...Арсен ездит на довольно скромном автомобиле. Не носит золотых украшений, на шее - только маленький серебряный крестик на серебряной цепочке. (Арсен - православный, периодически бывал на исповеди). Занимается боксом. Много читает - от Омара Хайяма до Ницше. Не употребляет наркотиков. Пьет мало и редко (100-150 г водки в хорошей компании). Почти не ругается матом. Оружия с собой не носит и дома не хранит. Уважает маститых "воров в законе" – и они, наведываясь в нашу область, обязательно встречаются с Арсеном и ведут с ним долгие разговоры "за жизнь".
Впрочем, "сусальность" облика Айрапетова подмачивают-таки некоторые детали. Так, известен эпизод, когда Айрапетова повязали убоповцы за самое непосредственное участие в угоне автомобиля. В компании с Карло-Уваровым, тогда еще вполне живым и благополучным. Согласно милицейской сводке, операция началась еще за несколько дней до Нового года. Жертву выбрал Айрапетов. Баксами должен был поделиться предприниматель средней руки, владелец небольшого магазинчика в тихом переулке областного центра. Арсен на правах старого знакомца позвонил хозяину торговой точки и ненавязчиво предложил свою "крышу". Всего за 4.500 долларов. Но бизнесмен от такого счастья почему-то отказался. "Ну что ж, пеняй на себя, - сказал Айрапетов. - Боюсь, у тебя в ближайшее время могут приключиться крупные неприятности".
И верно. Не успели отгреметь новогодние торжества, а у торгаша начались сильные головные боли. Имеющие совсем не похмельную природу. К его жене зачастил Арсен. И вовсе не с благими намерениями. Он знал, что супруга переживают не самый лучший период жизни. Поэтому тактику выбрал верную. "Не ценит муж тебя, не бережет, - пел Айрапетов боевой подруге денежного мешка.
- О ребенке совсем не думает. Надо его проучить. Ты вот что, дорогая, дай-ка мне на время запасную связку ключей от его тачки. Мы ему такую козью морду состроим, мало не покажется".
Трудно сказать, почему женщина пошла на поводу у авторитета. Может, действительно хотела отомстить благоверному за обиды, а может, испугалась расправы. Но ключи от мужниного 300-го "Мерса" после долгих раздумий все же отдала.
Личный телохранитель Арсена -Женя Авраменко - буквально за час изготовил дубликат и вернул оригинал "на родину". Ну а затем в дело вступил мало знакомый широкой публике персонаж по имени Вася Зеленяк, в определенных кругах известный как крутой угонщик навороченных иномарок. Говорят, в свои 24 года он сумел сколотить бригаду автоворов, состоящую, главным образом, из малолетних энтузиастов.
Так или иначе, но, по убоповскому раскладу, дубликатами ключей, переданных Авраменко, Вася распорядился умело. Без лишней канители вскрыл стоявший у дома №16 на Московском проспекте автомобиль и отогнал к Южному вокзалу, в один из гаражей общества "Луч". После чего Зеленяк стал ждать дальнейших указаний старших товарищей.
Весть о пропаже машины бизнесмену сообщил сам Айрапетов. "Вот, - сказал он, -неприятности и начались. Тебя предупреждали, а ты не поверил. Короче, я найду угонщиков и попытаюсь с ними договориться. Но не бесплатно. Сам понимаешь... Готовь бабки".
Но предприниматель раскошеливаться не спешил. Вместо того, чтобы, сломя голову, лететь на "стрелку", заглянул в УБОП и ввел тамошних оперов в курс дела. Словом на встречу с Айрапетовым и Авраменко хозяин магазина явился во всеоружии - увешанный микрофонами и с парой хвостов.
Началось настоящее кино. Скрытая видеокамера фиксировала каждый шаг. А Арсен был неподражаем. Вероятно, в нем умер великий артист. В течение нескольких часов - в присутствии потерпевшего - он, припав к мобильнику, "уламывал" угонщика вернуть тачку. Роль злодея исполнял другой несостоявшийся лауреат Каннского фестиваля - Серж Уваров. Торг был долгим и довольно жестким. Поначалу экс-смотрящий настаивал на выкупе в 7.000 тысяч долларов. Но Айрапетов вроде сумел "опустить планку" до пяти "кусков".
5 января, примерно в 20.00, Карло лично беседует по сотовому с владельцем "лимузина" и советует ему немедленно тащить бобы. "Иначе ребята, угнавшие точилу, разнесут ее вдребезги-пополам. Или продадут в Литву".
Проинструктированный убоповцами бизнесмен, разумеется, согласился. Спектакль вошел в завершающую стадию. На следующий день владелец "Мерседеса" отвалил Айрапетову 4.100 американских рублей. Тот в свою очередь передал их своему подручному Авраменко, который отвез валюту Уварову, зависавшему в одной из квартир дома №5 на улице Багратиона. Подобревший при виде "зелени" Карло дал отмашку Зеленяку. Василь Василич выкатил автомобиль из гаража и поставил у ворот общества "Луч". Туда в скором времени подкатили Айрапетов и Авраменко. Едва они приблизились к ворованной машине, как их повязал доблестный СОБР. Ребят хорошенько встряхнули и повезли на Невского, 42.
...За эти подвиги Айрапетов получил еще несколько лет. Вот тут-то и могла случиться "коронация". Но! Тузы столичного преступного мира с неудовольствием припомнили Айрапетову то обстоятельство, что из-за него пострадал "вор в законе" Хусейн Слепой. Дело в том, что Арсен не поладил с другим местным авторитетом - Самвэлом. И ближайший помощник Самвэла сломал челюсть Жене, ближайшему помощнику Арсена. Разгорелись нешуточные страсти, и из Москвы был вызван "третейский судья" – Хусейн Слепой.
Приняли его по высшему классу, тот выслушал обе стороны, популярно объяснил Самвэлу, что он, Самвэл, не прав, и велел поссорившимся в его, Хусейна, присутствии пожать друг другу руки и забыть . об инциденте. Те так и сделали. И повезли Хусейна обедать в кафе "Татьяна" на зеленоградской дороге... А тут вдруг налетели собровцы. Местных "авторитетов" они особо не трогали, зато в хлам уделали Хусейна и двоих его спутников (обоим подкинули героин). У Хусейна . оказался серьезно поврежден правый глаз, отбиты почки, и он неделю отлеживался на квартире у Айрапетова.
Хотя... есть и другая версия того, почему Айрапетов, пользовавшийся в криминальных кругах определенным авторитетом, так и не удостоился заветного для него сана "вора в законе": столичные воры, курирующие янтарный рай, опасались, что "коронация" человека кавказских кровей настроит против Айрапетова братков-славян и породит в калининградском преступном сообществе раскол - которым умело воспользуются адепты "красной зоны".
В общем Айрапетов пока что - "принц-консорт". А скоро, говорят люди знающие, молодое поколение "беспредельщиков" и вовсе позабудет о традициях, так что "вор в законе" будет для них, "отмороженных", значить не больше, чем какой-нибудь там нафталиновый "секретарь обкома"... Слово есть, а что обозначает в реале - неясно. Да и вообще, зачем они - эти слова?! Стрельба - вот самый быстрый и надежный способ передать мысли на расстояние. Поколение "пепси" не романтично. И такие как Айрапетов вполне могут оказаться в роли "последних из могикан".
Ну а мы продолжаем нашу "сагу". Следующий герой калининградских криминальных хроник - Хусейн Слепой. (Новые Колеса Игоря Рудникова, Калининград, 14.12.2006,№ 017, С. ТАРАСОВА)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен