14.04.2010 13:44, Ставропольский край
14807
Открытая, Ставрополь
Отец малолетних детей
В криминальной среде бандитов считали «беспредельщиками» - теми, кто не соблюдает законов преступного мира. Для нормального человека это стая озверевших нелюдей. Фирменным почерком банды была средневековая жестокость, своих жертв преступники убивали с чудовищной ненавистью - резали и протыкали ножами, пытали паяльной лампой, выпускали в упор по автоматному рожку, превращая в жуткое месиво.
В конце 1999 года бывший спецназовец, безработный пятигорчанин Валерий Попов (по кличке Поп и Старый) сколотил банду. За плечами имел высшее образование, неплохо разбирался в людях, умел убеждать и вести за собой. Отец двух малолетних детей.
Сам Попов никогда не убивал, зато умело управлял подручными. В числе первых, кто примкнул к Попову, были такие же, как и он, безработные жители Кавминвод Петр Бутько и Андрей Герус. В те годы на Кавминводах шел криминальный передел сфер влияния, на котором «поповцы» и намеревались подзаработать на заказных убийствах «авторитетных» бизнесменов. Отсутствие криминального опыта ничуть не смущало, да и действовали бандиты уверенно и нагло, будто получили лицензию на отстрел.
Если верить приговору, первое убийство бандиты совершили в ноябре 2000-го, получив заказ на устранение пятигорского предпринимателя Исаева. Купили газо-шумовой пистолет, переделанный под боевой, и глушитель к нему. На дело Попов отправил своего надежного подручного Бутько. Тот подкараулил бизнесмена в Лермонтове у дома подруги, и, когда он выходил из своего BMW-735, хладнокровно в упор всадил жертве в голову несколько пуль.
Следующий доказанный эпизод относится к 2003 году, когда к банде примкнули Павел Шестаков, Алексей Ким и Сергей Щербинин. Но третий подельник попал в немилость Попова - было подозрение, что он работает на ФСБ. Да и вел себя Щербинин уж больно независимо, вступал в пререкания с паханом. Терпение Попова лопнуло, когда Щербинин продал принадлежащий банде Mercedes. В общем, Щербинина решили показательно казнить, чтоб другим неповадно было.
Попов позвонил опальному дружку и попросил его подъехать к городскому парку, где уже поджидали другие бандиты. Щербинина затолкали в машину и вывезли на склад завода «Троян-пиво», измолотили и заковали в наручники.
После этого отвезли на северный склон горы Дубрава под Пятигорском, неподалеку от кирпичного завода, - тут у банды было своеобразное кладбище, где жертв добивали и закапывали в заранее приготовленных ямах. Мужчину изрезали ножом и задушили проволокой. А напоследок разгоряченные расправой бандиты отправились домой к убитому и под угрозой расправы забрали у его жены деньги, вырученные от продажи «мерса».
Зверствовали с азартом
В январе 2005-го жертвами бандитов стали два ростовских киллера, Максим Кононов и Александр Савин, которым якобы поступил заказ на самого Попова. Как говорили бандиты на суде, пытаясь убедить присяжных заседателей в своей невиновности, Савина и Кононова им в Пятигорск из Ростова доставили некие... сотрудники ставропольских правоохранительных структур.
Логика подсудимых такова: если бы им поступил заказ на Савина и Кононова, то они бы исполнили его в самом Ростове либо где-нибудь в сальских степях. Ну для чего, мол, надо было везти жертву за пятьсот верст через несколько милицейских постов, рискуя быть обнаруженными?
Но этот интереснейший факт, заслуживающий самого пристального внимания, ни присяжных заседателей, ни присутствовавших в суде сотрудников прокуратуры странным образом не заинтересовал.
Короче, на заброшенном пивзаводе Кононова привязали к металлическому стулу и издевались всю ночь. Особенно старался Бутько: вырезал ножом куски мяса, прижигал паяльником, после чего вбил бедняге в ухо металлический крюк. Так и осталось невыясненным, что же хотели узнать «поповцы», зверски пытая Кононова. Но, видимо, все-таки, узнав, его убили, а труп закопали на склоне горы Бештау.
Сразу же за Кононовым последовал Савин, которого также вывезли в лес, перерезали ему горло и закопали в заранее приготовленной яме.
Борьба за криминальное лидерство на КМВ набирала обороты. Достигнуть всей полноты власти Попову мешал вор в законе Владимир Жураковский по кличке Пухлый, который от воровского сообщества региона был смотрящим на КМВ. Кроме того, контролировал местный наркотрафик и поставки спирта из соседних республик.
«Поповцы» долго охотились на Пухлого, поджидая удобный момент для его ликвидации. Однажды киллеры узнали, что у Вовы в кемпинге «Волна» намечена стрелка с грузинским преступным авторитетом Омаром Дасанели. Ко входу в коттедж подогнали специально приобретенный для подобных «операций» микроавтобус, стали ждать.
Когда на пороге появились двое мужчин, по ним принялись шмалить одновременно из двух автоматов. Только вместо Пухлого бандиты завалили... самого Дасанели и его приятеля-бизнесмена Сергея Саркисова. А Жураковский после чудного спасения бежал в Москву, где в прошлом году был арестован за хранение наркотиков. И опять в этой истории полно странностей. Как профессиональные киллеры могли так проколоться? Или же им без разницы было, кого валить?
Весной 2005-го Попову заказали советника губернатора Юрия Прачева. Бандиты перебрались в Ставрополь, жили на съемных квартирах, а оружие хранили в арендованных гаражах неподалеку от дома. Прачева выслеживали долго (все-таки чекист), по всем правилам шпионажа анализировали его распорядок дня, узнавали обстановку на прилегающей к дому территории.
В один из дней рано утром, когда чиновник на служебном Daewoo отъезжал от подъезда дома на работу, машину изрешетили из автоматов. Прачев и его охранник, майор милиции Юрий Шведов, погибли на месте.
В декабре 2005-го в Минеральных Водах в кафе «У Саши» киллеры расстреляли Александра Сухачева, видного бизнесмена и бывшего главного тренера баскетбольного клуба «Локомотив».
Выручайте, присяжные!
В августе 2006-го банда взялась замочить карачаевского вора в законе Эрика Сагателова по кличке Эрик Ашхабадский. Для этого придумали весьма креативную схему, прямо как в гангстерских боевиках.
Четверо бандитов прибыли к начальнику ГРОВД Карачаевска, подполковнику Муратбию Лайпанову. Представившись «оперативными сотрудниками из Ставропольского края», попросили помочь в задержании опасного преступника, вора в законе Сагателова.
Заручившись подмогой местных оперативников, выехали в Домбай, где в гостинице «Снежинка» задержали Сагателова, предложив ему проехать с ними в ОВД. Карачаевских оперов высадили возле родного отделения, а Ашхабадского вывезли в лес и пристрелили, а труп бросили в пойме реки Мара.
Чтобы замести следы и стравить два воровских клана, решили провернуть следующую схему: подбросить орудие убийства Эрика Ашхабадского человеку из окружения Вовы Пухлого, некоему Владимиру Мурашко, после чего убрать последнего.
Но осуществить этот замысел не удалось. В сентябре 2006 года оперативники задержали Бутько и Геруса, спустя пару недель самого Попова, а потом еще нескольких членов банды. При обыске у бандитов нашли целый арсенал: автоматы, пистолеты, десять кило тротила и пластита, детонаторы, взрыватели, ящики с патронами, бронежилеты, наручники и прочие атрибуты киллерской деятельности.
На скамью подсудимых попали девять человек, еще трое ждут своей участи в сизо (среди них и бывший начальник отдела по борьбе с коррупцией УБОП ГУВД края). Один из бандитов, Расул Семенов, при задержании застрелился, еще несколько (по разным данным от шести до десяти человек) объявлены в розыск.
Следствие длилось больше года, вело его Главное управление Следственного комитета РФ по ЮФО, под личный контроль дело взял генпрокурор Юрий Чайка. В январе прошлого года дело было передано в суд, «поповцам» инкриминировали бандитизм (ст. 209 УК РФ), убийства (ст. 105 УК РФ) и незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ).
Бандиты выбрали суд присяжных. Как показывает практика, это не только помогает затянуть судебный процесс, но еще добиться реального снисхождения (присяжные судят не по закону, а по внутреннему убеждению, они нередко оправдывают подсудимых даже при неопровержимых доказательствах их вины).
Трое из подсудимых попросили привлечь в качестве общественных защитников своих близких родственников. Потерпевшая сторона - близкие убитых - настоятельно требовала в этих ходатайствах отказать, но получила отказ.
О заказчиках ни слова
Подсудимых Самвела Саргсяна, Андрея Крепышева (оба ранее судимы за грабежи и хулиганство) и Магомета Деккушева присяжные оправдали (говорят, не обошлось без вмешательства со стороны), и всех троих освободили прямо в зале суда. При этом Саргсян и Крепышев не только активно сотрудничали со следствием, но и в суде в красках живописали о зверствах банды и коварстве ее лидера, разыгрывали невинных жертв Попова, затянувшего их в свои сети.
Андрей Герус получил 24 года, Павел Шестаков - 23 года, а Алексей Ким – лишь девять лет (как Саргсян и Крепышев, активно сотрудничал со следствием).
Милицейскому полковнику Лайпанову присудили четыре года колонии общего режима. Изначально ему вменяли пособничество в похищении и убийстве, но добродушные присяжные рассудили: дескать, офицер не догадывался, что Эрика Ашхабадского пристрелят. В итоге оставили только «Пособничество в похищении человека» (хотя само похищение никому из бандитов не вменялось).
Самого Попова и главного киллера банды Бутько присяжные признали недостойными снисхождения, а суд - «абсолютно асоциальными», назначив им пожизненное лишение свободы. Однако отправиться на остров Огненный отбывать пожизненное заключение в ближайшие несколько лет им, видно, не суждено - до окончания следствия по новым эпизодам убийств (выявленным уже после того, как дело попало в суд) еще далеко. К тому же на приговор защитники подсудимых подали кассационные жалобы, и теперь законность его вынесения будет проверяться Верховным судом РФ.
Гособвинители в судебном процессе особой активности не проявляли. Если адвокатам подсудимых, чтобы представить свои доказательства по делу, потребовалось несколько недель, то прокуроры, постоянно путаясь в именах, датах и фактах, справились всего за пару часов.
Пока суд рассмотрел материалы, связанные с десятью убийствами. Но по официальным данным следственного комитета, за «поповцами» числится более сорока жертв. В частности, директора кавминводских рынков «Людмила» и «Предгорье» Юрий Тимошенко и Игорь Андреев, депутат краевой думы Анатолий Плющенко, гендиректор фирмы «Ставропольгазснаб» Эдуард Агаджанян, депутат гордумы Ставрополя Олега Казначеев. По некоторым данным, члены банды Попова расстреляли зампреда правительства КЧР Ансара Тебуева и депутата республиканского парламента, бывшего спортсмена Расула Атабиева.
О том, кто выступал в роли заказчиков громких убийств, в суде не было сказано ни слова. В народе бытует такая версия: банда была чистым изобретением силовых структур, которые не хотели или попросту не могли прищучить местный криминал законными способами и решили проблему борьбы с преступностью руками Попова и его подельников. Ну а когда настало время, банду ликвидировали, опять же получив неплохие цифры раскрываемости преступности.
Удастся ли Генпрокуратуре РФ раскрыть тайну существования банды Попова, обнародовать имена ее покровителей и заказчиков убийств? Ответ на этот вопрос станет известен в ближайшее время.
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен