Редакция сайта может не разделять взглядов других СМИ
В начале декабря Зеленский внес в Верховную Раду неотложный законопроект, который расширяет Уголовный кодекс понятиями "вор в законе" ("злодій у законі") и "преступное сообщество" ("злочинна спільнота"). Если парламент его одобрит, уголовный срок будет светить не только ворам в законе, но и лицам, которые с ними сотрудничают, помогают организовывать сходки и даже просто обращаются за помощью. С этой инициативой Украина идет по стопам Грузии, которой удалось, по словам экспертов, с 2005 года почти полностью избавиться от таких элементов преступного мира. Несмотря на то, что воры в законе являются лидерами и руководителями ОПГ, в большинстве случаев такие уголовные дела годами лежат под сукном: во времена "лихих 90-х" криминальные авторитеты работали рука об руку со многими нынешними представителями государственной власти и финансово-промышленных групп и продолжают сотрудничать с ними по сей день. Несмотря на то, что система поруки заинтересована в сохранении статус-кво, эксперты считают, что политическая воля должна дать в ней трещину и очистить страну от "воровского хода". Однако правозащитники сомневаются в эффективности нового закона: сама по себе принадлежность к какому-либо статусу не является уголовным преступлением и не нарушает чужие права.
По данным правоохранителей, в Украине на постоянной основе находится от 10 до 15 воров в законе, к которым стекаются доходы от большинства совершенных квартирных и автомобильных краж, незаконной добычи полезных ископаемых, контрабанды, проституции и наркоторговли. Помимо наших законников, к нам регулярно приезжают их "коллеги" из Грузии, Азербайджана и Армении. Несмотря на то, что лично в преступлениях они не участвуют, воры в законе держат под своим чутким руководством все организованные преступные группировки. Однако отправить их за это за решетку у правоохранителей не получается: дела в судах разваливаются из-за отсутствия доказательств их причастности к конкретным преступлениям. Если пособников и исполнителей удается посадить, то генералы криминального мира остаются на свободе, оберегая воровской общак.
"За 5 лет мы направили в суды около 400 уголовных дел, и только несколько из них были рассмотрены", - говорит бывший первый заместитель Национальной полиции Украины Вячеслав Аброськин.
"Дело в том, что сам вор в законе не организовывает конкретное преступление, например, автоугон черного "рендж ровера" в вашем дворе. Воры в законе имеют монопольное право на преступную деятельность в своих зонах влияния на определенной территории и в определенных отраслях. От законника до непосредственного исполнителя в этой преступной иерархии стоит очень много фигур, и раскрыть всю эту цепочку, безукоризненно задокументировав для следствия, очень тяжело. Тем более после принятого в 2012 году Уголовно-процессуального кодекса для адвоката появилась куча уловок, чтобы признать обвинение незаконным, даже если все доказательства собраны", - считает адвокат Александр Виньковский.
В борьбе с преступностью полицейские совершали настоящий сизифов труд: накрывали воровские сходки, задерживали законников и потом их отпускали ввиду отсутствия состава преступления. Поэтому стражи правопорядка решили сменить стратегию и пойти в наступлении более легким путем. От имени президента в неотложном порядке в Верховную Раду подан законопроект № 2513, который вводит в УК определение понятия "вор в законе" - это "лицо, которое придерживается присущих преступной среде традиций и правил поведения, пользуется авторитетом среди лиц, совершивших уголовные преступления, руководит, координирует и/или организует деятельность преступного сообщества или его части, или является участником такого сообщества". За такой статус среди уголовников проект предусматривает наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Кроме того, предусмотрены санкции и для тех, кто обращается к вору в законе за помощью, способствует организации и проведению сходок, а также предоставляет убежище, деньги и транспорт. Но с участников "преступного сообщества", которые добровольно пошли на сотрудничество со следствием и раскрыли всю информацию о предстоящей сходке и запланированных на ней преступлениях, уголовная ответственность снимается.
"На самом деле непонятно, каким образом можно будет доказать, что определенное лицо носит неформальный статус вора в законе. На очередной сходке они могут решить, что теперь такие авторитеты будут называться "черным котом". И как тут быть? Кроме того, в Уголовном кодексе уже до этого существовала 255-я статья, которая предусматривает ответственность за создание преступной организации, организацию и содействие встречи (сходки) для совместной разработки планов и условий преступлений. Почему по этой, уже существующей статье воры в законе не привлекались к ответственности? Значит, не было желания. Да и вор в законе – это неформальный статус в преступной иерархии, никто не выдает такие удостоверения. В то же время законопроект в определении этого термина оперирует какими-то эфемерными понятиями: традиции, правила поведения… Они очень меняются со временем и нигде четко не прописаны", - рассуждает юрист-криминолог Анна Маляр.
Воровской раскол
Действительно, воры сейчас совсем не те, что были раньше: это с оттенком горечи признают и зэки со стажем, и полицейские. Элитная каста арестантов зародилась за советскими тюремными застенками в 20-30-х годах прошлого века. Они сознательно выбирали свой "воровской крест" и несли его до конца жизни, которую по большей части проводили в заточении. Воры в законе отказывались от общественного труда и любого сотрудничества с властями и полицейскими и, придерживаясь идеологии "грабь награбленное", примеряли на себя образ Робин Гуда, вышедшего из таежных лесов СССР. На воле им не полагалось иметь семью и собственное имущество: для вора существует только один дом – тюрьма, в которой он и заботиться о благоустройстве порядка.
На Олимп преступного мира могли взобраться только арестанты с безукоризненным криминальным прошлым (вымогатели, наркоторговцы, сексуальные насильники вообще не признавались за нормальных людей, а статус вора в законе могли получить только те, кто промышлял крупными кражами) и достойными подражания моральными качествами (по понятиям, запрещалось лгать, мстить исподтишка, доносить, безосновательно обвинять, оскорблять, воровать у своих). Перед тем как короновать "стремящегося" на сходке, по тюрьмам рассылалась "малява" с обращением к арестантам, чтобы они предоставили любую компрометирующую кандидата информацию (это мог быть карточный долг и оскорбление, оставленное без ответа).
"К ворам в законе относились с уважением не просто так. Это люди очень мудрые: почти всю жизнь проводя в лагерях, постоянно сталкиваясь с преступниками и пытаясь наладить там общий порядок, они научились с одного взгляда определять, кто есть по жизни человек. Можно сказать так: для них главное в тюрьме - сохранить человеческое обличие и из тюрьмы тоже выйти человеком. Они пытаются решить вопросы мирным путем, переговорами, стараются жить по-людски. Поэтому они и получают авторитет, выступают третейскими судьями, к их мнению прислушиваются. Они в первую очередь защищают рабочих "мужиков", чтобы не было беспредела со стороны администрации и поножовщины. Мужики работают на производстве и зарабатывают, и часть этих денег идет на "общак". Но не только деньги: еще продукты питания, товары общего обихода. Только вор имеет право решать, кому и сколько выделять из "общака", но себе присваивать он оттуда ничего не имеет права: за это могут "спросить" вплоть до смертельной расправы", - рассказывает на правах анонимности бывший "смотрящий" Лукьяновского СИЗО.
Но в эпоху перестройки духовные скрепы воров в законе пошатнулись: с приходом рыночной экономики авторитет и власть завоевывали деньги, а не моральные добродетели. На улицах появились банды молодчиков спортивного телосложения, которые занимались рэкетом и вымогательством – непозволительными для вора вещами. Открывались акционерные сообщества и частные фирмы, которые почти все работали на теневую экономику. Так называемые миллионщики обогащались на отжатом бизнесе и отдавали часть добытых таким образом доходов в воровской общак: об этом воры "порешали" на сходке вместе с нелегальными предпринимателями – "цеховиками" - еще в 1979 году.
"В воровской общак всегда поступало очень много средств от преступного бизнеса. Но если до конца 80-х он по воровским понятиям считался "чистым", затем все стало меняться. Появились "липовые", так называемые "миллионщики", и на нужды братвы потекли "грязные" средства, в том числе и от таких видов преступлений, которые раньше считались добытыми не "по понятиям". Авторитеты поняли, что эти средства надо было заставлять как-то работать. Тут есть два варианта: либо сам становишься олигархом и пускаешь эти деньги в оборот на теневом рынке экономики, либо обращаешься к таковым для сотрудничества. Но взамен на то, что деньги будут легализовываться, крупные предприниматели и руководители финансово-промышленных групп получали право давать новоявленным бандитам указания: например, совершить рейдерский захват интересующего предприятия или "прижать" конкурента по бизнесу", - рассказывает организатор и бывший руководитель Управления криминальной разведки ГУБОП МВД Украины Валерий Кур.
В те времена, когда разбои и бандитизм стали приносить в "общак" львиную долю доходов, некоторые воры решили, что рэкетиры имеют право на получение воровской короны, раз совершают столь посильный вклад в "воровской ход". В конце концов, статус вора в законе стал покупаться, и для таких людей появилось новое обозначение – "апельсины": в Украине, по данным Вячеслава Аброськина, такими являются днепропетровский Умка и киевский Неделя (недавно раскоронованный братвой в столичном ресторане). Однако осталась часть воров старой закалки, которые не признают новые правила игры.
"Как может быть вором в законе человек, который ни разу не сидел? Ну, называет он себя вором, но мыслит-то не по-воровски. Они только играют в это, а настоящий вор в законе живет воровскими понятиями. Тут есть и вопрос к тем, кто вообще такое позволил. Настоящий вор смотрит не на то, сколько принесли в общак, а сколько при этом человек оставил себе. Этим в первую очередь определяется вклад. Я для себя давно определил: мне лучше не рисковать необходимым ради излишеств", - делился соображениями на этот счет в одном из интервью бывший вор в законе Александр Северов (несмотря на то, что его раскороновали, сам Саша Север все еще считает себя вором в законе, так как "следует своим внутренним убеждениям").
Выходцы их криминального мира в конце концов слились с государственными органами власти, бизнесом и правоохранительной системой, подарив организованной преступности иммунитет от общественного недовольства.
"Все эти законодательные инициативы (Грузия, Россия, Украина, Армения) спускают с Запада, потому что, повторяя слова армянского депутата, воры являются хранителями традиционных ценностей и, добавляя от себя, - носителями чуждой Западу идеологии, которая зародилась и существовала только в СССР и нигде более. Все идет к тому, что преступный мир постсоветского пространства все более приобретает мафиозные черты. Раньше каждый вор был самостоятельной и независимой единицей, у каждого было право решающего голоса: если 10 воров скажут "да", а один скажет "нет", то те десять не могли проигнорировать мнение одного, если оно было обоснованно. А сейчас кланы: все решается большинством голосов, как на партсобрании. Да и воры по своим человеческим качествам в большинстве уже далеко не те, что были в 70-е. Но даже у нынешних воров все еще есть принципы, рамки, за которые они не могут выйти, а у мафии этих рамок нет. Мафиози могут зарабатывать на всем, что приносит доход: от наркотиков и проституции до вполне (полу)легального бизнеса. А для воров многие виды дохода все еще недопустимы и являются "западлом". Следовательно, те, кто контролирует преступность на уровне правительств, существенно из-за этого недополучают, терпят убытки. Для них воры - пережиток прошлого, препятствие, которое необходимо устранить любой ценой", - резюмирует главный редактор информационного портала "Прайм Крайм" Виктория Гефтер.
По мнению экспертов, представители власти уже "заметают следы" из своего криминального прошлого: в 2015-м в рамках общей реформы МВД было расформировано Главное управление по борьбе с организованной преступностью.
"За десятилетия своей работы в ГУБОП была создана широкая сеть агентов и офицеров под прикрытием. Мы знали от осведомителей заранее, где будут совершаться сходки, какие у кого сферы влияния, оперативники знали структуру ОПГ, работала криминальная разведка. В начале 90-х в ГУБОПе начала формироваться засекреченная база данных "Скорпион" со всеми оперативными данными не только на ОПГ, но и на лидеров-авторитетов старого преступного мира, новых, так называемых "беловоротничковых", которые рвались в политику и в органы власти и управления, отмывая свой преступный капитал. После прихода к власти в 2014-м "новых демократов" было уничтожено много полезного для государства, что не успел уничтожить прежний режим власти. В первую очередь, это ГУБОП, а с ним и ценный архив агентурных данных и другой оперативной информации. Созданный позже под давлением общественности и из-за роста преступности аналог ГУБОПа, новый Департамент стратегических расследований, не имел ни достаточной материально-технической базы, ни квалифицированных кадров. Политическое руководство силовых структур, назначившее самих себя по "квотному принципу", занялось восстановлением своего материального состояния. Представляя интересы финансово-промышленных групп, читай олигархов, они, используя силовой админресурс, стали курировать преступный мир, не только в смысле отмывания их преступных средств, но и в смысле вообще формирования "воровского движения". Решали, кого избрать "вором", "авторитетом", "смотрящим" и так далее. Тогда преступный мир Украины понял: если надо решить какой-то вопрос, надо бежать к олигархам, особенно к тем, которые курируют "силовые ведомства", и все вопросы будут решены... Но пришёл 2019 год, и ситуация резко меняется. Ушло в небытие (или в подполье) большое количество государственных мужей, с которыми воровским авторитетам было легко договориться. Началась "ломка" старых преступных схем и площадок. Начались прилюдные "опускания" авторитетов воровского движения. Я в этом вижу положительный сигнал. Очень надеюсь на нового гаранта Конституции, нового генерального прокурора, нового министра юстиции, нового руководителя ДБР и "старого" главу НАБУ", - говорит Валерий Кур.
Закон против "законников"
Впрочем, поданный в парламент законопроект – это уже вторая попытка украинской власти истребить в Украине "воров в законе". В 2016 году депутаты Верховной Рады не поддержали своим большинством схожие нововведения в Уголовный кодекс. Однако президентский проект существенно отличается от предыдущей законодательной инициативы: он предусматривает наказание и для тех, кто сотрудничает с ворами в законе, а значит дает возможность их изолировать от процессов в криминальном мире.
Предложенные нормы почти полностью повторяют грузинский опыт в борьбе в ОПГ. Расцвет преступности в этой кавказской стране сложился исторически: еще молодой Сталин, по данным биографов, занимался грабежом банков и экспроприацией имущества у зажиточных граждан. После его прихода к власти треть самых важных "должностей" в преступном мире занимали грузины, хотя эта национальность составляла не более 2% среди всех остальных в СССР. По данным агентства "Прайм Крайм", ныне в мире насчитывается более 400 воров в законе, и большинство из них – грузины. Осознавая такое плачевное положение вещей, в 2005-м правительство Грузии приняло закон "Об организованной преступности", который предусматривал лишение свободы для преступников, имеющих статус вора в законе. По "понятиям", вор не может отказаться от своего статуса, если его об этом спросят, а такого признания в Грузии уже достаточно, чтобы отправить за решетку. Однако преступный мир очень чувствителен к изменениям: вскоре на очередной сходке воры решили, что признаваться необязательно, а можно уйти от ответа или отказаться от дачи показаний, и это не будет считаться "западлом".
Большинство грузинских воров мигрировали в другие страны, в том числе и в Украину. Многие приезжают сюда по поддельным документам наездами, чтобы контролировать местные ОПГ, но максимум, что можно сделать в отношении таких граждан, – депортировать их обратно на Родину, где в аэропорту их встречают на личном автомобиле друзья из правительства (о таких случаях рассказывал бывший президент Грузии Саакашвили, который инициировал принятие закона после Революции роз).
"Однако те грузинские воры в законе, которые вынуждены были покинуть свою страну, продолжали влиять на деятельность организованной преступности. Как-то мы с одним из заместителей министра внутренних дел Грузии общались по этому поводу, и я предоставил анализ, как воры в законе продолжают влиять на преступность в Грузии, не находясь на территории страны. После этого были разработаны поправки к законопроекту, которые приняли в прошлом году. Они вводят уголовную ответственность за содействие деятельности воров в законе и любое с ними сотрудничество. Этим удалось значительно снизить их влияние на внутренние процессы в Грузии. Такие же нормы предлагаются и президентским законопроектом в Украине", - рассказывает Вячеслав Аброськин.
Кроме того, наше законодательство планируют дополнить статьей, которая гарантирует снятие уголовной ответственности за сотрудничество со следствием и свидетельские показания. "Однако институт защиты свидетелей у нас еще не развит. Думаю, многие посчитают опасным для себя предстать в суде в такой роли. В США, например, программа защиты свидетелей работает так: создаются новая биография, личность и документы, переселяют в другой штат и держат под присмотром спецслужб. В Украине этого нет, и я думаю, законодательство придется в этом направлении дорабатывать, иначе оно будет неэффективным. Я располагаю информацией, что новая власть в борьбе с организованной преступностью собирается использовать опыт FBI-USA. Это аналогия законов RICO, принятых в США в 70-х годах, и, по сути, позволивших разобщить и взять под контроль "Coza Nostra" - самую опасную систему организованной преступности. Однако до идеалов нам ещё далеко. Западные эксперты наверняка будут критиковать законодательную инициативу президента за то, что принадлежность к какой-то группе людей – к ворам в законе – будет считаться преступлением. Однако "мягкими" способами побороть организованную преступность у нас не получится", - считает Валерий Кур.
"Но мы не собираемся сажать за то, что человек назвался вором в законе, - уточняет Вячеслав Аброськин. - Это по грузинскому законодательству можно, а по нашему нельзя: оперативникам все равно нужно предоставить задокументированную информацию, которая бы доказывала, что лицо управляет преступным сообществом и координирует его действия. Закон дает правоохранительным органам действенный инструмент, чтобы изничтожить воров в законе в Украине как пласт".
Однако юристы все равно не согласны с тем, что предложенный механизм будет работать.
"Основанием для уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления. Но можно ли считать принадлежность к статусу вора – общественно опасным деянием? Какие элементы состава преступления необходимо будет доказывать и каким образом? И как быть с тем утверждением Уголовного кодекса, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за одно и то же преступление более одного раза? Посидел вор в законе в тюрьме, отбыл наказание, вышел – и снова за свое. В общем, у юристов возникнет много вопросов к предлагаемым нововведениям. На мой взгляд, стоило бы ориентироваться на опыт Италии, в уголовном законодательстве которой аналогичные составы преступления увязываются с конкретными преступными действиями и последствиями", - размышляет Александр Виньковский.
"В Грузии закон сработал, потому что там совсем другой менталитет. Там вертикальная структура власти, и политическая воля президента смогла дать такие позитивные результаты, что в Грузии существенно снизился уровень преступности. В Украине слово президента не имеет такой вес, как в Грузии. На мой взгляд, законопроект больше создан для народа, чтобы он почувствовал готовность власти бороться с организованной преступностью, чем для реальной борьбы с ней", - считает в свою очередь Анна Маляр.
"Кроме того, я не представляю, как можно ограничить вора в законе от связей с внешним миром и возможностей продолжать координировать деятельность ОПГ. В Грузии, однако, появилась отдельная тюрьма для воров в законе. Они все вместе там живут, должны сами обслуживать свои камеры, находятся под постоянной охраной надзирателей. Там воры по сути не имеют возможности общаться с низшими звеньями преступной иерархии. В Украине такой отдельной тюрьмы нет, так что я сомневаюсь, что, даже если наших воров отправить за решетку, это существенно ограничит их возможности", - считает бывший глава Пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький.
"По какой-то причине новый закон пока ассоциируется только с ворами в законе. Лидеры крупных организованных преступных сообществ в расчет не берутся. Скорее всего, они и будут основными выгодоприобретателями от нового закона. Каналы наркопоставок, насколько я могу судить, во всем мире контролируются надгосударственными спецслужбами. Криминальные группировки в этом процессе выполняют сугубо обслуживающую функцию. О ворах, вовлеченных сейчас в наркотрафик, мне неизвестно. Но на идейных преступников угроза уголовной ответственности за статус вора в законе не подействует: для них быть с ворами – это честь. Поскольку за 28 лет, пока наши страны следуют западной модели развития, воры так и не приняли новые правила игры, власти взяли курс на их тотальное истребление. Но все это воры уже проходили и во времена Хрущева, и во время Андропова - Горбачева. Как видим, Советского Союза нет, а воры все еще есть. Пока за статус вора расстрел не предусмотрен, а тюрьмой вора не напугаешь. Так что поживем – увидим", - философски заключает Виктория Гефтер. (112.ua, 18.12.2019, Ксения Цивирко)
Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Яндекс.Дзен